Методические указания. 1. При изучении первого вопроса следует обратить внимание на то, что проблемы, отчетливо обозначившиеся в культуре XX века

1. При изучении первого вопроса следует обратить внимание на то, что проблемы, отчетливо обозначившиеся в культуре XX века, возникли уже в предшествующий период – в XIX столетии. XIX век – время зрелости европейской культуры, эпоха окончательного утверждения капиталистической системы хозяйствования со свойственными ей формами экономических и политических отношений. Доминирующим аспектом жизни людей становятся материальные потребности. Начало ХХ века на Западе – эпоха формирования типа современного общества, основой которого являлось безусловное господство человека над природой, приоритет индивидуалистического начала над общественными интересами, инновационных изменений в культуре над традициями. Научно-техническая революция (НТР), являясь прямым продолжением бурного развития науки и техники, придает производству все более массовый, стандартизированный характер.

Вместе с тем необходимо учесть появление признаков надвигающегося кризиса западной модели культурного развития: уже к середине XIX столетия абсолютно всё, в том числе и человек, становится товаром; жесткие и антигуманные законы капиталистической системы хозяйствования ведут к обострению классовых и международных противоречий ‑ войнам и революциям; замещение духовных приоритетов развития материальными ценностями ведет к глубокому духовному кризису.

2. При рассмотрении второго вопроса рекомендуется обратить внимание на то, что поиск утраченного смысла жизни, проблемы нигилизма и отчуждения составляют основное содержание духовной жизни Запада в начале ХХ века. Данные проблемы становятся предметом осмысления в работах О. Шпенглера, Х. Ортеги -и- Гасета, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера и др. Несмотря на некоторые отличия в трактовке причин отчуждения, они признавали общие особенности мировосприятия человека XX века: чувство бессилия, ощущение того, что судьба индивида вышла из-под его контроля и находится под детерминирующим влиянием внешних сил; представление о бессмысленности и даже абсурдности существования; ощущение одиночества, «исключенности» человека из социальных связей; чувство утраты индивидом своего подлинного «Я». Глобальный духовный кризис Запада, вызванный отчуждение человека не только от мира, но и от самого себя, стал реальностью и фактически продолжался всю первую половину ХХ века. Наиболее отчетливо он проявился в Первой мировой войне и связанных с ней социальных потрясениях: масштабные разрушения, массовое уничижение людей показали, что человеческая жизнь потеряла самоценность. Предшествующие идеалы и ценности западной культуры (гуманизм, права человека, свобода) уничтожались на глазах. Именно в этот период рождались тоталитарные политические силы, опирающиеся на фашистскую и коммунистическую идеологию. Имея различную социальную опору и разные ценности, они предлагали альтернативную западной цивилизации модель развития, отвергавшую рыночную экономику, демократию, значимость человеческой индивидуальности.

3. При изучении третьего вопроса следует обратить внимание на два момента.

Во-первых, возникновение с середины 50-х годов XX века феномена «массовой культуры» как антипода культуры элитарной, ориентированной узкий круг эстетов и интеллектуалов. Критерием ценности явлений массовой культуры становится их востребованность на рынке, спрос у массовой аудитории, а способом продвижения – массированная реклама. Следует обратить внимание на такую особенность массовой культуры как унификация и стандартизация духовных запросов. Индустриальные методы производства духовных благ способствуют появлению таких понятий как: киноиндустрия, индустрия развлечений, индустрия моды и т.д.

Во-вторых, особенностью развития культуры второй половины ХХ века стало возникновение на Западе постиндустриального информационного общества, в котором любые формы развития сопряжены со сферами высоких технологий и информационных систем. Переход от культуры индустриальной фазы развития к постиндустриальной сопровождался увеличением роли информации в жизни людей во всех социально значимых сферах, включая и пласт духовной культуры. Основные концепции постиндустриального общества сформулированы в трудах Д. Бэлла, Е. Масуды, М. Кастельса, Э. Тоффлера и др.

4. При изучении четвертого вопроса рекомендуется обратить внимание на появление в мире новой мегатенденции – глобализации, которая не только конструирует новую реальность, но и порождает новые возможности и новые риски. Глобализация вносит в культуру революционные изменения: делает свободным экономический и информационный обмен, распространяет массовую культуру, унифицирует многие культурные институты: образование, СМИ, моду, спорт и т.д.

При подготовке данного вопроса важно отметить, что культурная глобализация напрямую связана с изменениями культурной идентичности. На сегодняшний день существуют несколько теорий, описывающих процесс межкультурного взаимодействия в условиях глобализации: теория столкновения цивилизаций С. Хантингтона, теория гибридизации Я. Питерса, теория макдонализации Дж. Ритцера.

При рассмотрении вопроса рекомендуется также обратить внимание на глобальные проблемы, порожденные техногенной западной цивилизацией. Отчетливо обозначившись к концу ХХ века, эти проблемы остаются нерешенными до настоящего времени. Экологические катастрофы, глобальные кризисы в области политики и экономики, разрушение основ человеческой духовности показывают, что на рубеже второго и третьего тысячелетий достигнут предел прогресса в его традиционном понимании. Современные исследователи предлагают различные теории «ограничения прогресса», понимая, что существует некий экологический императив, которым человек не имеет права пренебрегать ни при каких обстоятельствах. Вышесказанное побуждает задуматься и критически проанализировать как достижения, так и перспективы западной цивилизации, являющейся на сегодняшний день лидером глобализационного процесса.

В процессе изучения этой темы необходимо овладеть следующим понятийным инструментарием: индивидуалистическая культура, традиции, инновации, массовая культура, элитарная культура, информационное общество, глобализация, унификация, культурная идентичность, кризис идентичности, глобальные проблемы человечества.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Белл Д. Грядущее индустриальное общество. – М.: «Academia», 1999.

2. История мировой культуры. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

3. История и культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.М.: ГУ ВШЭ, 2000.

5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002.

6. Культурология: курс лекций / Под ред. И.Г. Палий. – Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2006.

7. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 10-е изд., 2006.

8. Ортега-и-Гасет Х. Восстание масс. – М.: Издательство АСТ, 2003.

9. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление // Свободная мысль – ХХI, 2000. № 11.

10. Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003. № 6.

11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: