Культура и цивилизация. Понятия культуры и цивилизации близки по смыслу друг другу, но не тождественны

Понятия культуры и цивилизации близки по смыслу друг другу, но не тождественны. Различение содержания названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттенки смысла каждого их них и углубить понимание современных общественных проблем.

Начнем с того, что первоначально - в 19 веке - понятия культуры и цивилизации совпадали. Просто слово цивилизация больше использовалось в английских и французских источниках, а слово культура – в германских и романских. Затем эти понятия стали различать. Так, одной из плодотворных идей русской философии “серебряного века” является именно четко проведенное различие и осмысление понятий “культура” и “цивилизация”. По мысли русского философа Н. Бердяева, культура есть продукт духовной деятельности. Главный ее признак - присутствие религиозного начала, освещенность идеалом. Она органична, то есть вырастает из духовно-творческого начала, а искусственно не создается. Цивилизация же проявляет себя, "выражается" в технике и связана с началом материальным. Понятие “цивилизация” обладает широким смыслом и широким полем проявления - от промышленности до художественных технологий. Отвергать цивилизацию нельзя, ибо, создавая жизненные удобства, увеличивая материальную силу человечества, цивилизация создает условия для плодотворной духовной, культурной деятельности. Культура без цивилизации слаба, беззащитна, легко разрушима. Но вместе с тем цивилизация, развиваясь без культуры, отчетливо проявляет антигуманистическую тенденцию, и даже может обернуться гибелью человечества. Бердяев показывает, что, начиная с 18 века, на историческую авансцену выходит новая реальность - техника, которая радикально изменяет условия человеческого существования. Господство технологического начала в жизни человека приводит ее к дегуманизации, и даже более того, - к уничтожению культуры и жизни как таковой.

Поясним сказанное примером. Возьмем один из новых богатых городов, - из тех, которые построены в последнее время в странах третьего мира (Южная Корея, Сингапур). Эти города наделены всеми благами современного общества: прекрасными, удобными для жилья зданиями, торговыми центрами, оборудованными по последнему слову техники, поражающими разнообразным ассортиментом товаров. Здесь построены и прекрасно оборудованы театры. Функционируют университеты и проч. Но вы не найдете в них никаких научных или художественных сообществ, никаких художественных или исторических музеев, никакого серьезного репертуара в их театрах. Тщетно вы будет также искать в них своеобразного архитектурного стиля. Вы не можете отказать такому городу в названии "цивилизованного", но "образованным", вы его, конечно, не назовете, "культурным" - тоже. Понятие цивилизации, таким образом, фиксирует степень устроенности хозяйственной жизни человека.

Как ясно из сказанного, гармония культуры и цивилизации суть мера оптимума исторического развития, но, по общему правилу, они развиваются автономно. Причем, большим постоянством обладает прогресс именно в цивилизации, хотя даже цивилизационные достижения могут быть утрачены (как это было, например, в раннем средневековье, когда были утрачены многие элементы античной цивилизации, в частности, наука).

Современную цивилизацию справедливо называют "технократической" или, что звучит более современно, - "информационной". Но наряду с нею существовали и другие цивилизации, например, крестьянская, цивилизация кочевых народов и т.д.

Исторический прогресс в области культуры имеет свою специфику. Культура, как убедительно доказал немецкий философ Гегель, развивается не по прямой восходящей линии, а по спирали. Верхняя часть спирали содержит процессы, параллельные и подобные тем, которые происходили в низшей ее части, но в силу влияния предшествующего развития – более совершенные. В культуре мы наблюдаем постоянное возвращение к одним и тем же темам, идеям, формам и проч. Ярчайший пример данного процесса дает эпоха Возрождения, сменившая средневековья и вернувшаяся к многим элементам, которые разрабатывались в период античности.

Еще один существенный аспект содержания понятия цивилизации просматривается при его сопоставлении с понятием «варварство». Цивилизация в этом случае фиксирует некую ступень развития человечества, ступень устроенности жизни, когда народу удалось создать государство, когда он начинает развивать науку, высокое искусство и проч. Варварство суть первоначальное состояние человеческого коллектива – народа.

Но откуда берутся стимулы, заставляющие народ создавать цивилизацию? Откуда рождается "цветущая сложность" многообразия культур? Самый простой и, вместе с тем, убедительный ответ на данные вопросы дает учение, которое называют "географический детерминизм".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: