Б. Античное искусство

1). "Гомер" был первым существенным достижением греческой цивилизации. «Гомером» называют два эпических сказания – «Илиаду» и «Одиссею». Автором их был легендарный поэт-сказитель Гомер, слепой старик, который, как водится, видел мир лучше других. С известной осторожностью можно утверждать, что "Гомер" создавался в течение нескольких веков, и был, как любое эпическое произведение, коллективным продуктом - его "пропел" весь греческий народ. Он в классической, образцовой форме отразил мифологическую картину мира, включающую донаучные знания о нем, был для греков религией, историей, образцом поведения и, наконец, существенной частью их образования. Грек строил свою жизнь по образцам, которые находил в гомеровском эпосе.

Но "Гомер" был также великим художественным произведением. В течение многих веков - образцом для подражания в европейской культуре. Перевод Гомера на язык другого народа свидетельствовал о том, что культура этого народа в целом вполне созрели, приобрела достойную классики форму.

По событиям, которые в нем отражены, "Гомер" принадлежит к микенскому периоду древнегреческой культуры. "Гомер", как уже отмечалось выше, был не только художественным произведением, в нем прослеживаются отзвуки реальных исторических событий (война греков с троянцами и Критом).

Таким образом, "Гомер" выполнял роль мифа, первичного идейного комплекса, сплотившего греческий мир (совокупность греческих городов-государств) в единое целое.

2). Основные художественные достижение античного искусства связаны со скульптурой и драматургией, точнее, с трагедией. В основе двух этих искусств лежали два противоположных принципа – принцип Аполлона и принцип Диониса, Вакха. Бог Солнца, освещающего мир света, Аполлон был непосредственно связан с греческим рационализмом. Рационалистическое познание исключительно высоко ценились греками как высшая форма познавательной деятельности.

Бог Дионис (Вакх), бог вина, был растительным, точнее, сельскохозяйственным культом. По легенде его разрывают титаны, но он возрождается вновь, причем не в царстве теней, не в царстве мертвых, а в реальности, в царстве живых. Первоначально бог Дионис был культом женщин, его ритуальное почитание называлось «вакханалией». Во время празднования все женщины города, даже почтенные матроны, ночью уходили в горы. Там жгли костры, упивались вином, закусывали козлиным мясом, только что убитого животного. Козел (по-гречески "трагос") этот символизировал Диониса. Пьянство сопровождалось плясками и пеньем. Данный культ принял цивилизованную, рациональную форму, превратившись в античную трагедию, т.е. стал театральным действием, приобретя ясно выраженное аполлоническое начало.

Самые знаменитые авторы трагедий – Эсхил, Софокл, Еврипид. Выдающимся комедиографом, «отцом комедии» был Аристофан.

Объяснил древнегреческую трагедию Аристотель в своем знаменитом произведении «Поэтика».

Важнейшей задачей драматурга Аристотель называет создание фабулы (основной линии сюжета). Фабула должна быть совершенной. Совершенство фабулы делает произведение прекрасным. Совершенство суть то состояние бытия, в котором достигнута гармония между целым и частями, нет ничего лишнего, но нет и пропусков, создающих неясность, вызывающих вопросы. В гармоническом целом части не «заслоняют» целого, а целое не подавляет части.

Главным элементом трагедии является трагический герой – «человек, лучший из существующих». Его гибель связана с трагической коллизией, которая имманентна (внутренне присуща) миру. В трагическом конфликте стороны обладают и правотой и неправотой одновременно. Герой гибнет в силу того, что он совершает трагическую ошибку. Ее специфика в том, что трагический герой не выбирает между разными мотивами поведения. Он действует, руководствуясь соображениями справедливости, так как и должен действовать настоящий герой. Но всех последствий поступка человек знать не может. И правильное действие, правильный поступок губит героя.

Смысл трагедии Аристотель видит в достижении катарсиса (очищения). Основная проблема, требующая объяснения, состоит в том, что в трагедии гибель человека доставляет зрителю особое удовольствие, которое не имеет ничего общего с чувствами, которые мы испытываем в связи с гибелью человека в реальной жизни. Именно высокое трагическое чувство называется катарсисом. В трагедии все художественные средства способствуют этому возвышению чувств. Герой трагедии прекрасен, а красота наиболее остро переживается и оценивается нами именно в момент гибели. Прекрасная фабула, стихотворное изложение, поднимающее действие над обыденностью (ведь в обычной жизни стихами не говорят!), способствуют очищению того чувства ужасного, которое мы испытываем при соприкосновении со смертью.

3). Греческая скульптура с удивительной полнотой выразила антропологическую идею, которая господствует в греческой религии. Олимпийские боги были во многом такими же, как обычные люди, отличаясь от последних большей материальной свободой, т.е. могуществом, и бессмертием. Но они не всемогущи, а в нравственном смысле, вообще вряд ли превосходили обычных граждан. Поэтому художники имели достаточно оснований ваять скульптуры богов, делая их подобными людям. Но это тело создавалось столь же прекрасным, каким виделся греческому эстетическому чувству космос, т.е. природа как цельное тело. В отличие от египетской и вавилонской скульптуры, в которой атрибуты божественности (крылья, головы животных и проч.) отделяют фигуры богов от реальности, греческая скульптура реалистичнее. Реализм способствовал освобождению греческого искусства от художественного канона, сделал их творчество демократичнее. Боги Греции в скульптурных изображениях получили индивидуальные черты (даже один и тот же бог в разных его изображениях).

В скульптуре Греции ярко проявил себя рационалистически-космический элемент (культ Аполлона). Данный элемент, объективно присутствующий в этом искусстве, был усилен действием природных сил и времени. Ветер, песок, дождь несколько сгладили эмоциональный момент (краски, зрачок, мимические морщинки и проч.), отображенный в камне. Таким образом природа "обманула" европейскую культуру последующих времен, которая стала подражать античным авторам. Греческий мир воспринят ею более рационалистически-холодным, чем он был на самом деле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: