МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Методический раздел: ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Структура и состав культурологического знания. Культура и философия культуры. Социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, социальные институты, культурная самоидентичность.
Типология культур. Этническая и национальная. Элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
|
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с государственным стандартом профессионального высшего образования
Дисциплина «Культурология» предназначена для того, чтобы ознакомить студентов с представлениями об общих закономерностях возникновения и воспроизводства мировой культуры, условиях взаимодействия разных культур, имеющих свои собственные характеристики, свойства и проявления.
В соответствии с этим основной целью дисциплины является ознакомление с основными категориями культурологии и закономерностями, объясняющими наиболее значимые явления культуры.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
— ознакомление с различными подходами в изучении сущности, строения и функций культуры
(типология культур);
— изучение принципов социодинамики культуры и ее языка, как совокупности средств, с помощью
которых осуществляется чтение текстов культуры;
— изучение взаимодействия культур, влияние культуры на формирование структуры личности;
— рассмотрение основных категорий и закономерностей культурологии на примерах России и
зарубежных стран с древнейших времен до современности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По окончанию изучения дисциплины «Культурология» слушатель должен: Знать:
— основные категории, понятия теории культуры, ее структуру и функции;
— основные культурологические концепции;
— главные социокультурные процессы, их механизмы и инфраструктуры.
Иметь представления:
|
|
— о типологических, трансляционных, семиотических структурах культуры;
— об особенностях культурных эпох и стилей;
— о специфике культурологического анализа процессов и явлений, месте отечественной культуры в общей социокультурной динамике.
Уметь:
— выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания,
применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни,
так и профессиональной практики;
— работать с научными, описательными и другими текстами;
— формировать и обосновывать личную позицию по отношению к фактам, явлениям культуры и событиям актуальной жизни.