Ценности — это духовные опоры, которые способны ориентировать человеческую деятельность в определенном направлении, однако они прямо не зависят от процессов познания

Когда в XIX в. названный термин только появился, он обозначал незыблемую сокровенную жизненную ориентацию. Это и было тем, без чего человек не может жить полноценной жизнью.

Ценности действительно мыслились как «духовные опоры», помогающие выдержать удары судьбы, преодолеть тяжелые жизненные испытания. В силу этого они приобретали функцию упорядочивания реальности, придавая отдельным ее событиям, явлениям и фактам осмысленное оценочное значение. Это могло происходить благодаря тому, что ценности, в определенной мере, соотносились с представлением об идеальном, желаемом, нормативном.

Ценность несет в себе «человеческое измерение культуры», проявляя отношение человека к миру, к жизни, к окружающим людям, к себе самому, или, как говорят философы, к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она фокусирует все духовное многообразие на разум, чувства, волю человека. Ценность — это не только то, что «осознано», но и то, что прожито, прочувствовано каждым отдельным человеком.

Таким образом, если идея — это прорыв к постижению отдельных сторон реальности, индивидуальной и общественной жизни, то ценность — это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания, но и собственного жизненного опыта человека.

Нормы (еще один тип единиц культуры, входящих в культурный комплекс) — это выработанные в процессе развития социума средства с помощью которых кодируется и после воспроизводится жизнедеятельность социума3. Ценностное отношение к чему-либо, отраженное в нормах поведения или нормах деятельности регламентирует жизнедеятельность социума через соответствие поведения общепризнанным образцам, что позволяет предвидеть поведение людей, делает жизнь сообщества предсказуемой.

Образцы поведения и деятельности, «установленные в определенной культуре, создавая возможность взаимопонимания, делают понятным поведение других, позволяют успешно воздействовать на других людей. Они являются фактором, унифицирующим поступки индивидов и поведение коллективов»4.

Изменения социокультурных норм отражают, как правило, смену «социальных программ», переход от одного исторического этапа к другому, хотя «персонажи» прошлых культур не уходят со сцены, не исчезают и не растворяются в новом, а ведут диалог как со своими собратьями по прошлому, так и с героями, пришедшими им на смену.

Самостоятельную и в каком-то смысле автономную совокупность единиц культуры, входящих в культурный комплекс, составляют образцы или эталоны деятельности, которые представляют собой технологии, техники, способы, приемы.

И, наконец — последняя единица культуры, входящая в культурный комплекс — артефакт, то есть само произведение искусства, которое в предложенном контексте представляет собой материализованную идею, опредмеченную ценность, отражает определенные принятые сообществом нормы устройства жизни и является продуктом, определенным образом интерпретированной и реализованной деятельности.

Совокупность культурных комплексов может включаться в более широкие целостности, называемые культурными конфигурациями. Например, «машинная цивилизация» является таким укладом или конфигурацией многих систем культуры, связанных тесными функциональными зависимостями (то есть такими, когда для действия одной из них необходимы другие) и структурными зависимостями (то есть такими, когда строение одной из них определяется строением других). Развитие определенных машин влечет за собой новые методы труда, те, в свою очередь, требуют нового законодательства и нового типа образования, нового рода научных исследований и т.д. Поэтому развивается новый образ мышления и новые системы взглядов не только на узкопрофессиональные дела, но также на цель и смысл человеческой жизни — так с большим, упрощением можно себе представить появление и развитие культурных конфигураций.

В широком смысле конфигурация может вмещать в себя все культурные комплексы, определяющие жизнь сообщества в различные периоды истории.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. М., Мысль, 1983. Щепаньский Ян. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

В истории европейской культуры обычно выделяются такие периоды:

Первобытный.

Древний Египет (IV тыс. до н.э. — VII в. н.э.).

Месопотамия (IV тыс. до н.э.).

Греция:

1. доклассический период:

— древнейшие цивилизации (Ш-И тыс. до н.э.);

— гомеровский (XI-IX вв. до н.э.);

— архаический (VII-VI вв. н.э.);

2. классический период:

— эпоха расцвета (V в. до н.э.);

— эпоха кризиса полиса (IV в. до н.э.);

3. эллинистический период (323-27 гг. до н.э.).
Древний Рим:

— этрусская цивилизация (I тыс. до н.э. — 510 г. до н.э.);

— республиканский: а) ранняя республика (конец VI в. — начало III в. до н.э.); б) поздняя
республика (60-е годы Ш-го в. до н.э.);

— империй: а) ранняя империя (конец I в. до н.э. — конец II в. н.э.); б) поздняя империя (конец III в. н.э. — конец IV в. н.э.).

Средневековье.

— раннее (V-XI вв.);

— классическое (XII-XIV вв.).
Возрождение:

— проторенессанс — Дученто (XIII в.) и Треченто (XIV в.);

— ранний Ренессанс или Кватроченто (XV в.);

— высокий Ренессанс или Чинквичето (1580—1630 гг.);

— поздний Ренессанс (XVI в. и первая половина XVII в.).
Просвещение (XVII-XVIII вв.).

Эпоха урбанизации (XIX-XX вв.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: