Концепция культуры И.Канта

Иммануил Кант (1724-1804) перед собой ставил вопрос о том, как спасти «лицо» культуры от тех социальных «язв», о которых с горечью размышлял Руссо.

В основании концепции культуры И.Канта лежат следующие идеи:

1. Критический разум должен быть направлен в сторону морали, самого понятии морали, выделения ее уникальных характеристик.

2. Теория морали исходит из признания неморальности обычного человека и не содержит иллюзий относительно врожденного человеческого благородства.

«Из столь кривой тесины, как та, из которой сделан человек, нельзя сделать ничего прямого».

Если подходить к делу чисто эмпирически, говорит Кант, — ближе присмотреться к помыслам людей, то не надо быть врагом добродетели, а надо быть «просто хладнокровным наблюдателем», чтобы усомниться в том, «есть ли действительно в мире подлинная добродетель».

3. Мораль (система общепринятых ценностей) не может являться тем, что побуждает человека к действию, что образует внутренний механизм его естественных склонностей и стремлений. Она, напротив, предписывает человеку нормы поведения, требует от него чего-то, вменяет ему в обязанности выполнение долга, ограничивает его стихийно-непосредственные влечения. Тогда нравственность (система индивидуальных ценностей) —это долженствование, обращенное к человеку, а не от природы заложенное в нем стремление или чувство.

4. Скептическая оценка моральных возможностей человека позволяет заострить нормативный, внесубьективный характер морали, отличить ее от механизма стихийных душевных движений, данных индивидам от «природы», и тем самым этически оправдать культуру.

5. Человек не может претендовать на «святость», на то, что он в своем естестве несет нравственное начало. Той ступени, на которой стоит человек, соответствует «не святость намерений воли», а «образ мыслей в борьбе», т.е. самоограничение и самоподчинение долгу. Единственно нравственным мотивом будет только такой, который «строго напоминает нам нашу собственную недостойность» и в котором нет ничего, что «льстило бы людям», поощряло бы в них «самомнение» и «самодовольство».

6. Если человек в своей повседневной жизни, в своей чувственности, каков он есть фактически, не достоин сам себя, то нравственность возвышает его над повседневностью его бытия и над природой. Она делает его культурным существом.

7. Моральный закон (долг) имеет объективный характер, он определяет психику человека извне и лишь в самом сознании может выступать как нечто внутреннее, коренящееся в самой душе человека. Отсюда следует важный вывод. Если мы воспринимаем моральные принципы как свойства нашего разума, то в силу этого мы должны добровольно выполнять нравственные принципы, а не как необузданные животные, из-под палки.

8. Нравственные поступки может осуществлять только свободный человек. Внутренняя свобода человека—мера его самоуважения, достоинства. Но если человек как сознательно-моральное существо с уважением относится к самому себе, то с таким же уважением он должен относиться и к другим людям. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

9. Человек — высшая культурная ценность, и любые попытки принижения и порабощения личности соображениями экономической, идеологической, политической и прочей целесообразности — бесчеловечны и антикультурны.

В сутолоке нашей повседневной жизни, поглощенные житейскими заботами, мы забываем о том, что люди представляют собой самую большую тайну мира. И эта тайна требует к себе бережного отношения. Осознать все величие этой тайны позволяет нам все тот же Кант. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: