Оценки затрагивают область человеческих чувств, но чувства — смутные à в РР в качестве оценок часты гиперболы, литоты, метафоры. Вообще характерен развитый метафоризм:
метафоры РР отражают субъективные эмоциональные реакции человека à метафоры-оценки, как правило, субстантивированы;
в РР употребляются звериные метафоры. Это открытый ряд;
метафора в РР часто стоит в позиции акцентно выделенного предиката и употребляется с повтором à сигнал экспрессивности (пр.: Тихая, тихая, а себе на уме).
РР — это полигон для формирования общеязыковых метафор. Но современные словари эту ситуацию отображают не всегда.
В РР оценочность высказывания создаётся при использовании гипербол (пр.: Там уйма этих цветов) и литот. Для РР увеличение количества нормально (пр.: Я сто лет его не видела). Интенсификация признака ничем, кроме эмоций говорящего, не мотивирована.
Выводы
РР и КЛЯ — это системы, противопоставленные функционально. Выбор обусловлен ситуацией. Но эти две системы равноправны.
|
|
РР не обучают. РР имеет свои нормы, которые специфичны. но не равны нормам диалектов. Нормы РР жёстче, часто они кодифицированы (в словарях — помета «разг.»).
Критерий нормативности РР — встречаемость нормы в речи образованных людей.
РР и КЛЯ — системы, близкие на одних участках (в частности, на уроовне лексики) и далёкие на других (синтаксис, семантика).
Систему РР образует контраст стереотипности и речетворчество. Оба этих качества обусловлены экстралингвистически. РР — это наиболее динамическая система.