Бюджетное финансирование обеспечения

Функций федеральных органов государственной власти

(законодательная, исполнительная, судебная) 2012-2015г.г. млрд. рублей[22]

Наименование 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
проект в %% к преды- дущему году проект в %% к преды- дущему году проект в %% к преды- дущему году
Всего 183,1 174,1 95,1 164,3 94,4 153,4 93,4
в том числе:              
Судебная власть 27,9 29,2 104,7 29,2 100,0 29,7 101,7
Федеральные органы исполнительной власти 121,6 120,3 98,9 107,8 89,6 98,8 91,65
Законодательная власть 4,4 2,7 61,4 2,6 96,3 2,7 103,8
Управление делами Президента Российской Федерации 25,3 15,8 62,5 15,0 94,9 12,5 83,3
в том числе Аппарат Правительства Российской Федерации 1,4 1,5 107,1 1,5 100,0 1,6 106,7
Счетная палата Российской Федерации 0,7 0,6 85,7 0,7 116,7 0,7 100,0
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации 3,2 5,5 171,9 9,0 163,6 9,0 100,0

Вопросы для самоконтроля:

1. Какую из ветвей власти финансирует только федеральный бюджет?

2. Какой бюджет финансирует содержание органов местного самоуправления?

3. Какие бюджеты финансируют содержание Счетной палаты РФ и счетной палаты РТ?

Лекция 11. Расходы на национальную оборону и обеспечение безопасности

Приоритетной задачей в области национальной обороны является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011 – 2020 годы, которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники. При этом основной прирост расходов на национальную оборону предусмотрен на оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новой техникой и вооружением.

Начиная с 2012 года финансовое обеспечение полиции общественной безопасности осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Объем бюджетных ассигнований, необходимый для перевода полиции общественной безопасности на федеральный уровень, был определен при подготовке проекта федерального бюджета на 2012 – 2014 годы.

3. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» приведены в следующей таблице 31.

Таблица 31

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» 2010-2013г.г. [22]

  2010 год 2011 год 2012 год 2013 год (проект)
Объем, млрд. рублей 1 276,8 1 517,1 1 655,7 2 098,6
изменения к предыдущему году:        
млрд. рублей   240,3 138,6 442,9
в %   18,8 9,1 26,8
доля в общем объеме расходов, % 12,48 14,23 14,73 17,24
доля в ВВП, % 2,83 3,01 2,96 3,39
Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей 1 274,8 1 514,9 1 653,5 2 096,4
изменения к предыдущему году:        
млрд. рублей   240,1 138,6 442,9
в %   18,8 9,1 26,8
Межбюджетные трансферты, млрд. рублей 2,0 2,2 2,2 2,2
доля в разделе, % 0,2 0,1 0,1 0,1

Анализ динамики расходов федерального бюджета по данному разделу показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов значительно увеличиваются как по сравнению с соответствующим предыдущим годом, так и по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 64,4 %, в том числе без учета межбюджетных трансфертов – 64,4 % [33].

Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году осуществлялись 12 главных распорядителей бюджетных средств, в 2012 году – 11, в 2013 году планируется – 10. Наиболее крупный из них – Министерство обороны Российской Федерации, на которое в 2011 году пришлось 92 % расходов по данному разделу, в 2012 и 2013 годах – 95 %.

Показатели законопроекта в части расходов на национальную оборону в целом соответствуют данным, полученным Счетной палатой при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Вместе с тем имеются следующие недостатки.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 – 2013 годов приоритетной задачей в области национальной обороны является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011 – 2020 годы (ГПВ), которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники начиная с 2011 года.

Основным нормативным правовым документом, регулирующим порядок разработки и выполнения ГПВ, является постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 г. № 549, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации должно за 9 месяцев до начала очередного программного периода (до 1 апреля 2010 года) представить проект ГПВ Президенту Российской Федерации. Реализация ГПВ должна осуществляться посредством включения соответствующих работ в государственный оборонный заказ.

4. Однако ввиду того, что указанный проект Президенту Российской Федерации представлен не был, предложения по основным показателям государственного оборонного заказа формировались в отсутствие утвержденной ГПВ, что затрудняло выполнение требования о необходимости включения в формируемый государственный оборонный заказ номенклатуры, сроков и стоимости выполнения мероприятий программы.

Национальная оборона традиционно является одной из основных статей расходов бюджета (14,6% к общему объему расходов федерального бюджета).

Расходы по министерству обороны занимают основное место в этих расходах (около 80%). Больше всего средств по разделу «Национальная оборона» направляется на развитие и содержание вооруженных сил (более 80%).

При определении сметы расходов на оборону сначала определяется общий объем расходов в целом по министерству обороны РФ, затем составляются сметы военных округов и воинских частей.

При формировании и исполнении военного бюджета учитываются:

- определенная закрытость сведений, содержащих государственную тайну;

- широкий номенклатурный перечень потребляемых ресурсов, включая высокую степень дифференциации вооружения и военной техники;

- особенности формирования договорных цен на продукцию военного назначения.

При планировании расходов в отдельный разряд выделяются защищенные статьи расходов, подлежащие приоритетному финансированию.

К ним относятся:

- расходы на выплату денежного довольствия;

- расходы на медицинское обслуживание;

- продовольственное обеспечение;

Расходы по этим статьям определяются методом прямого счета, исходя из планируемой численности личного состава и отчетных данных за предыдущий год по нормам выплат на эти цели.

Расходы бюджета по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность »

В структуре расходов по данному разделу наибольшую долю занимают затраты на финансирование органов внутренних дел (около 53%), система исполнения наказаний (около 13%), обеспечение пожарной безопасности (7,3%).

В целом расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составили в 2010 году 8,3%, в 2012 году 14,5% расходов федерального бюджета. Ежегодно расходы на эти цели стабильно увеличиваются примерно на 20-25% в год.

Основными ведомствами, выполняющими функции государства по обеспечению безопасности граждан России, является Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная миграционная служба.

Определенная доля мероприятий в области национальной безопасности финансируется из бюджетов субъектов РФ.

Планирование расходов на эти цели осуществляется в соответствии с ведомственной классификацией расходов, отражающей распределение бюджетных средств по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.

Наибольший вес в общем объеме расходов федерального бюджета имеют бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сферах национальной безопасности и обеспечения обороноспособности, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

Исходными данными для финансового планирования является государственная программа вооружения, планы военной подготовки, капитального строительства, штатная структура и численность личного состава, норма материального денежного довольствия военнослужащих, цены на предметы военных поставок.

Основным направлением в сфере обеспечения обороноспособности, безопасности и правопорядка страны является создание в Российской Федерации эффективной военной организации, рациональной по структуре, составу и численности, обладающей высоким уровнем профессионализма и подготовки личного состава, прочной материально-технической и социальной базой, оснащенной современными образцами вооружения и военной техники, готовой и способной гарантированно обеспечить военную внешнюю и внутреннюю безопасность государства.

При планировании расходов на обеспечение обороноспособности, безопасности и правопорядка страны учтено решение всех стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации задач обеспечения обороноспособности страны, концентрации финансовых и материально-технических ресурсов для осуществления качественного оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

Расходы на обеспечение национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности в 2013 - 2015 годах значительно увеличены.

Так, по разделам "Национальная оборона" и "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" расходы федерального бюджета возрастают с 3 709,0 млрд. рублей в 2012 году до 4 356,9 млрд. рублей, 4 655,1 млрд. рублей и 4 938,8 млрд. рублей в 2013 - 2015 годах соответственно.

При этом доля в общем объеме расходов составила в 2013 - 2015 годах соответственно 32,5%, 33,0% и 32,2 процента.

Планируемый прирост бюджетных ассигнований на обеспечение обороноспособности, безопасности и правопорядка страны по разделам "Национальная оборона" и "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" позволит направить бюджетные ассигнования на реализацию приоритетных задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в свете решений, принятых Президентом Российской Федерации по реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, модернизации оборонно-промышленного комплекса и дальнейшему совершенствованию военной службы в Российской Федерации.

Одной из важнейших задач в области национальной обороны является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы, которая предполагает комплексное переоснащение войск современными образцами вооружения, военной и специальной техники, доведение их доли к 2020 году до 70 процентов, приоритетное развитие сил ядерного сдерживания, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, системы индивидуальной защиты военнослужащих; развитие Военно-Морского Флота, прежде всего в Арктической зоне Российской Федерации и на Дальнем Востоке.

В ближайшие годы основной задачей становится технологическое перевооружение оборонно-промышленного комплекса с целью создания условий выпуска вооружения и военной техники, отвечающей самым высоким мировым стандартам, что и будет решаться в рамках соответствующей федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса.

Значительно повышен размер денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел, уровень оплаты их труда в результате реформы денежного довольствия повысился в 1,6 - 2 раза, а по некоторым должностям - в 3 раза.

В 2013 году это повышение коснется всех проходящих военную и приравненную к ней службу. В результате денежное довольствие всех военнослужащих и приравненных к ним лиц будет поднято на уровень, значительно превышающий средний по экономике в стране.

Для достижения намеченных параметров необходимо провести оптимизацию численности и структуры Вооруженных Сил Российской Федерации. Наряду с проводимой реформой денежного довольствия военнослужащих в целях дальнейшего совершенствования военной службы планируется ежегодное, в течение пяти лет, сокращение численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, с учетом увеличения численности военнослужащих рядового и сержантского состава, проходящих военную службу по контракту.

В новой системе денежного довольствия существенно увеличено действие стимулирующих факторов. Предусмотрена возможность значительного увеличения размеров денежного довольствия в рамках одной воинской должности в зависимости от профессионального мастерства военнослужащего, его добросовестности, сложности и важности решаемых им задач и других условий, способствующих качественному исполнению служебных обязанностей.

Одной из новаций создаваемой системы денежного довольствия является ограничение полномочий руководителей федеральных органов исполнительной власти и командования войск устанавливать дополнительные выплаты сверх перечня, установленного законом. Эта мера позволит не допустить излишней дифференциации в уровнях денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в сходных условиях.

В связи с реформированием денежного довольствия военнослужащих соответственно увеличен существующий размер средней пенсии для лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы, в среднем в 1,6 раза. В дальнейшем "военные пенсии" будут ежегодно повышаться, причем не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.

Приоритетным направлением бюджетной политики в 2013 - 2015 годах является безусловное исполнение обязательств государства по обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов жилыми помещениями для постоянного проживания и формированию фонда служебного жилья в установленные Президентом Российской Федерации сроки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему национальная оборона является одним из основных приоритетов бюджетной политики?

2. Обоснуйте динамику расходов федерального бюджета на национальную оборону?

3. Назовите защищенные статьи расходов, подлежащие приоритетному финансированию в области «национальная оборона»

4. Что относиться к расходам бюджета по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность »?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: