Риск возникновения ДТП при наличии влияния погодных факторов на систему ВАДС

ДИСЦИПЛИНА

Б.3.1.7 «Транспортная инфраструктура»

ТЕМА 7

БЕЗОПАСНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Лекция 14

Учебные вопросы:

Теория риска в вопросах безопасности функционирования транспортных сооружений (продолжение)

Теория риска в вопросах безопасности функционирования транспортных сооружений

Риск возникновения ДТП при наличии влияния погодных факторов на систему ВАДС

В случаях, когда погодно-климатические явления изменяют состояние геометрических и транспортно-эксплуатационных показателей участка дороги, например, происходит сужение дорожного покрытия из-за неубранного на прикромочных полосах снега (льда, загрязнения), то вероятность возникновения ДТП по дорожным условиям устанавливают с учетом воздействия природных факторов. Это воздействие принято отображать в формулах теории риска звездочкой (*) при описываемых параметрах (например, опасность заноса автомобиля на кривой в плане с заснеженным покрытием при допустимой скорости движения отображается в виде ; то же, но при скорости, превышающей допустимое значение обозначается как ).

Последовательность расчета вероятностей состоит из ряда стандартных операций. Вероятности r д.у.* и rд.у.*в устанавливают по выражениям, аналогичным формулам теории риска, представленным выше. Затем определяют вероятность развития ДТП водителем по одной из следующих зависимостей:

при допустимой скорости движения на опасной стадии развития ДТП ; (1.74)

- при скорости, превышающей допустимое значение

, (1.75)

где опасность дорожных условий с учетом воздействия на дорогу природных факторов, (установленная при );

то же, но при фактической скорости, превышающей допустимую скорость ().

Последовательность вычисления входных параметров в выражении (1.75) такая же, как в формуле (1.73) и описана выше.

Вероятность ДТП, вызванную плохим содержанием дороги (), устанавливают по формуле

, (1.76)

где см. описание к формуле (1.75);

– уровень опасности дорожных условий при допустимой скорости движения, но после уборки с покрытия и прикромочных полос различных отложений (снега, льда, загрязнения).

В случае если воздействие погодно-климатических факторов изменило состояние геометрических или транспортно-эксплуатационных показателей участка дороги, например, произошло сужение дорожного покрытия из-за неубранного на прикромочных полосах снега, льда, загрязнения или произошло снижение сцепных качеств покрытия при его обледенении или загрязнении, то вероятность возникновения ДТП по дорожным условиям устанавливают с учетом воздействия природных факторов (rд.у.*), а затем по формулам (1.74) или (1.75) определяют вероятность развития ДТП, возникающую по вине водителя. Место происшествия в этом случае несет на себе следы, имеющие доказательственное значение плохого содержания участка дороги дорожно-эксплуатационной службой. Вероятность ДТП, вызванную плохим содержанием дороги (rс.д.), устанавливают по формуле (1.76), как разность вероятностей ДТП, возникающих под влиянием дорожных условий на данном участке дороги при наличия воздействия природных факторов (rд.у.*) и при их отсутствии (rд.у.), – то есть при полной очистке участка дороги от различных отложений (снега, льда, грязи).

Полную сумму вероятностей случившегося ДТП определяют по следующей зависимости

или характеризуют вину водителя вероятностью

, (1.77)

которая по своей величине равна вероятности, устанавливаемой по формуле (1.74).

Ответственность пешехода наступает в том случае, когда он нарушил ПДД на таком расстоянии от движущегося транспортного средства, при котором водитель не имеет технической возможности предупредить наезд. В этом случае устанавливают риск, допущенный пешеходом

. (1.78)

Если в процессе осмотра места происшествия установлено, что ухудшение дорожных условий по сравнению с условиями, допускаемыми нормативным документом, произошло в период проектирования дороги, то необходимо установить меру ответственности проектировщиков в данном (конкретном) ДТП.

3.10.Вероятности ДТП, вызванные ошибками проектирования, строительства и эксплуатации транспортного сооружения

Вероятность ДТП, вызванную ошибками проектирования (), определяют как разность вероятностей ДТП, возникающих под влиянием дорожных условий, принятых в проекте () и дорожных условий, соответствующих предельно-допустимым нормам проектирования данного элемента дороги ():

. (1.79)

Ответственность водителей в этом случае определяют по выражению

. (1.80)

При подстановке в формулу (1.80) зависимости (1.79) получаем формулу (1.72), что и следовало ожидать.

При выявлении недопустимых отклонений параметров дороги по сравнению с допусками на их отклонение, которые возникли в процессе некачественного строительства транспортного сооружения, следует установить меру ответственности строителей в данном (конкретном) ДТП, если эти параметры дороги способствуют, провоцируют или обуславливают дорожно-транспортные происшествия.

Вероятность ДТП, вызванную некачественным переносом в натуру () участка дороги, определяют как разность вероятностей ДТП, возникающих под влиянием созданных строителями дорожных условий () и дорожных условий, в которых выдержаны допуски на отклонение () параметров участка дороги:

. (1.81)

Формула оценки ответственности водителя в данном случае имеет вид

. (1.82)

Очевидно, что подстановкой формулы (1.81) в зависимость (1.82) получаем общее выражение для оценки риска, допущенного водителем, в виде формулы (1.72).

При поломке ходовых частей автомобиля на неровном или разрушенном покрытии, и (или) при возникновении ДТП в связи с низкими сцепными качествами покрытия, вероятность ДТП, вызванную снижением качественного состояния покрытия, определяют по аналогичной зависимости:

, (1.83)

где

– риск возникновения ДТП, вызванный плохим состоянием покрытия и приходящийся на долю ответственности дорожно-эксплуатационной службы;

риск дорожных условий, определенный при данном состоянии покрытия;

риск тех же дорожных условий, но определяемый при требуемом (допустимом) состоянии покрытия.

Ответственность водителя в случившемся ДТП на участке дороги с низкими транспортно-эксплуатационными качествами устанавливают по зависимости

, (1.84)

которая, с использованием формулы (1.83), приводится к виду (1.72).

Используя эти вероятности (, , и ), можно ставить вопрос об индивидуальной ответственности участников происшествия (материальной, административной или уголовной). Причем уголовная ответственность на суде может быть дифференцирована по величине допущенного участником происшествия риска [, ].

Так, например, если статья уголовного кодекса регламентирует лишение свободы от 2 до 6 лет, то при допущенном водителем или пешеходом риске, равном 1 судья с учётом данного математического аппарата может обоснованно ориентироваться на срок – 6 лет, а при малой величине риска – на меньший (пропорционально установленный) срок заключения. Кроме этого появляется возможность выносить частные определения в адрес проектной, строительной и дорожно-эксплуатационной организаций, а также органов ГИБДД, включая требования по разработке мер, предупреждающих ДТП, или по улучшению дорожных условий на данном участке дороги, если его параметры или состояние способствуют высокой аварийности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: