Основы профессионального отбора
1 Задатки и способности человека
В 1575 г. испанский врач Хуан Уарте писал: «Для того, чтобы никто не ошибался в выборе той или иной профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знаний, которые открыли бы у каждого его дарования ещё в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит, и не представляли бы это дело его выбору». Так, ещё 400 лет назад был поставлен вопрос о психологическом отборе людей к той или иной профессии.
Вопросы профессионального отбора особенно интенсивно стали развиваться в 20 веке в связи с развитием психотехники, в которой они занимали одно из ведущих мест.
Основой для разработки методов профессионального отбора является учение о способностях человека.
Способностью называют такие психические особенности личности, которые обеспечивают ей успешную деятельность в какой-либо области.
|
|
Различают способности общие и специфические. К первой группе относятся такие, как хорошая долговременная и оперативная память, способность распределять или сосредотачивать внимание. Примером способностей второй группы может служить музыкальный слух.
Никто из людей не рождается с врождёнными способностями. Так не бывает, чтобы человек взял кисть и начал сразу создавать шедевры живописи или сел в пилотскую кабину и стал управлять самолётом. Человек рождается только с задатками.
Задатки – это природные предпосылки способностей. Люди от рождения отличаются друг от друга ростом, цветом глаз, формой тела и т.д. Примерно так же они отличаются остротой своих органов чувств, подвижностью процессов возбуждения и торможения, силой нервной системы. Вот почему задатки человека связаны с врождёнными свойствами. Но связь между задатками и способностями не является жёсткой и однозначной. На основе сходных задатков могут развиться разные способности, и наоборот, на основе различных задатков развиваются сходные способности.
Задатки каждого человека являются в высшей степени специфическими, уникальными, поскольку, как утверждает генетика, для человека характерен гигантский генетический полиморфизм. Это значит, что нет оснований делить людей на способных и неспособных вообще. Каждый человек обладает такой специфической для него системой качеств, которая позволяет достигнуть высоких результатов в ряде деятельностей.
Определение задатков человека – это одна из важнейших и труднейших психологических задач. Насколько трудно бывает увидеть эти задатки, говорят примеры из жизни талантливых и гениальных людей. Великий Ньютон в школе слыл тупицей и был взят домой из-за неспособности к обучению. Пастер в школе не успевал по химии. Когда Суриков поступал в Академию художеств, инспектор, посмотрев представленные им рисунки, заявил: «за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». Шаляпина не приняли в хористы «по неспособности к пению». Студента Эйнштейна преподаватели считали неспособным к математике. И таких примеров можно привести множество.
|
|
Профессору Б.М.Теплову принадлежит фраза, которая стала крылатой в психологии: «Способность – это задаток в развитии». И это действительно так. Какими бы незаурядными задатками не обладал человек, но если он не будет развивать их, то никогда не добьётся успехов.
Одним из непременных условий превращения задатков в способности является любовь к избранной профессии. Талант развивается из страстной любви к делу. В связи с этим профессиональный психологический отбор приобретает первостепенное значение и основная его задача выявить и развить природные задатки человека.
Способности связаны с таким важным понятием профессиональной психофизиологии как профессионально важные качества.