Применение противником оружия массового поражения будет оказывать влияние как непосредственно на человека, так и на внешнюю среду, составляющую основу его существования.
Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения в условиях применения оружия массового поражения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сохранения здоровья населения, а также на снижение вредного воздействия поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического оружия.
Применение противником оружия массового поражения приведет к возникновению весьма сложной санитарной обстановки в пострадавших районах и городах. Ядерное оружие, например, вызовет обширное разрушение зданий и сооружений, выведет из строя сеть коммунального хозяйства и, в частности, водопроводные сооружения и канализационные системы. Кроме того, в результате применения ядерного оружия значительная часть территория окажется загрязненной радиоактивными веществами. Воздействие ионизирующей (проникающей) радиации будет снижать иммунобиологические (защитные) свойства и устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды и инфекциям. В такой сложной обстановке медицинские мероприятия по защите населения имеют особо важное значение.
|
|
В условиях применения противником отравляющих веществ и бактериальных средств санитарно-эпидемиологическая обстановка будет обусловлена главным образом высоким уровнем санитарных потерь, а также трудностями обеспечения населения доброкачественными продуктами питания и питьевой водой.
Основные направления деятельности Госсанэпидслужбы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в военное время включают:
- участие в государственном регулировании мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, готовности населения к мобилизационным, экономическим, социально-психологическим и иным мероприятиям оборонного назначения;
- принятие в пределах прав, предоставленных законодательством, Главными государственными врачами решения санитарно-эпидемиологического характера, обязательных для исполнения федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами;
- осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и норм военного времени;
- осуществление контроля за организацией и проведением всего комплекса санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий;
|
|
- разработку предложений по введению и отмене на территории Российской Федерации особых условий и регламентов проживания населения и ведению хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;
-образование за счет выделенных из федерального бюджета Российской Федерации ассигнований резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенного для финансирования затрат на медико-санитарные меры в структуре санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
-обеспечение постоянной готовности системы управления, сил с средств; осуществление контроля готовности специальных формирований госсанэпидслужбы (санитарно-эпидемиологические отряды, специализированные противоэпидемические бригады и т.д.) в военное время;
-контроль готовности лабораторной базы учреждений госсанэпидслужбы, как составной части сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов в целях своевременного обнаружения радиоактивного и химического загрязнения, биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды;
-предоставление доклада Правительству Российской Федерации, другим органам государственного управления или органам местного самоуправления о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране (зоне ответственности) и на отдельных территориях;
-участие в государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от воздействия поражающих факторов войны;
Надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой включает следующие основные мероприятия:
-оценку санитарно-эпидемиологической обстановки в ходе повседневной деятельности;
-выдвижение оперативных групп и специальных формирований в район ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, организация материально технического обеспечения работы специалистов госсанэпидслужбы;
-осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей среды в районах (на потенциально опасных объектах) ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и на прилегающих к ним территориях;
-принятие медико-санитарных мер и других неотложных мероприятий по созданию и поддержанию условий жизни и быта для пострадавшего населения;
-организацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий профилактики массовых заболеваний (отравлений) и санитарно-разъяснительной работы, создание запасов медицинского имущества, диагностических и дезинфекционных средств для ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий применения современных средств поражения.
Задачами оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в районах воздействия поражающих факторов войны являются:
-выявление общих закономерностей и механизмов воздействия на организм биологических, психических, химических и физических поражающих факторов вооруженного противоборства;
-установление причин и условий, воздействующих на здоровье населения, и организация научно обоснованных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по поддержанию жизнеобеспечения в зонах воздействия поражающих факторов вооруженного противоборства.
-поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия в районах временного размещения эвакуированного населения, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности воздушной среды, питьевой воды, продовольственного сырья и продуктов питания, коммунальных и иных объектов;
|
|
-организацию санитарно-противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации и в формированиях, принимающих участие в ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий применения средств поражения.
Санитарно-эпидемиологическая оценка обстановки в зоне применения оружия включает:
-оценку величины и структуры массовых санитарных потерь, как ранеными, так и соматическими, психическими и инфекционными больными;
-выявление разрушений производственных, коммунальных и иных объектов, содержащих опасные биологические, химические и радиоактивные вещества, нарушения коммуникаций, появления участков загрязнения (заражения) территории;
-определение уровня воздействия применяемых противоборствующими сторонами средств поражения и методов ведения войны на здоровье личного состава войск (сил) и населения, на окружающую природную среду (боеприпасы с обеднённым ураном, фосфорорганические пестициды, различные вакцины, психогенные воздействия, поджигание выбросов большого количества нефтегазовых скважин с возникновением чрезвычайной экологической ситуации и т.д.);
-установление мест выброса, выпуска и сброса патогенных микроорганизмов в водоисточники и воздушную среду;
-определение степени санитарно-эпидемиологической опасности массовой миграции населения из зоны боевых действий на неприспособленные для размещения территории;
-оценку уровня распространения боевого стресса, страха и паники, других неадекватных психологических реакций населения, препятствующих проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в районе боевых действий;
- уточнение санитарно-эпидемиологической обстановки на всей территории зоны ответственности, биологической, радиационной и химической обстановки на опасных производственных и иных объектах, оценку доз внешнего и внутреннего облучения, отравлений населения, используемых средств индивидуальной и коллективной защиты, а также качества специальной и санитарной обработок, степени опасности эпидемических очагов и необходимости проведения целенаправленных противоэпидемических мероприятий;
|
|
-оценку степени снижения возможностей лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений в районе боевых действий по оказанию соответствующих медицинских услуг, уровня иммунной защиты населения, наличия средств очистки и обеззараживания питьевой воды, фармакологической коррекции психического состояния и работоспособности, антибиотиков;
-определение путей преодоления затруднений в организации захоронения погибших людей и животных с высокой степенью радиационной, химической, эпидемиологической и эпизодической опасности;
-выявление сохранившихся запасов медицинских средств индивидуальной защиты и медикаментозных средств, предназначенных для лечения и профилактики массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений);
-направление разведывательных групп с целью сбора конкретных данных о состоянии объектов, оказывающих выраженное влияние на качество среды обитания, отбора по показаниям проб воздуха, воды, продовольствия, почвы, медикаментов и т.д.;
-лабораторные исследования отобранных проб;
-анализ полученных данных;
-выдача заключения о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне бедствия, объеме и направленности необходимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по снижению последствий воздействия факторов войны.
В мирное время МСГО обязана подготовить все медицинские учреждения и формирования к осуществлению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Особое место занимает подготовка санитарно-эпидемиологических станций к лабораторному контролю за загрязненностью (зараженностью) внешней среды радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами. Важное место в системе медицинского обеспечения эвакуируемого населения отводится санитарно гигиеническим и противоэпидемическим мероприятиям.
Для медицинского обеспечения рассредоточиваемых рабочих (служащих) и эвакуированного населения местными органами здравоохранения должно быть предусмотрено развертывание медицинских пунктов на сборных эвакопунктах (СЭП), станциях посадки (высадки). Особое внимание должно быть уделено вопросам медицинского контроля за материально-бытовым обеспечением в местах размещения эвакуированного населения.
В целях предотвращения вспышек инфекционных заболеваний организуется активное выявления заболевших на собранных эвакопунктах, в пути следования и в местах расселения эвакуируемых. Осуществляется госпитализация или изоляция заболевших, ведется учет и наблюдение за лицами, бывшими в контакте с инфекционными больными.
При эвакуации и рассредоточении населения городов, подвергшихся заражению бактериальными стадствами, должны быть предусмотрены такие меры, как разобщение местного населения от эвакуируемого населения в местах остановок, в пути следования и в местах расселения; проведение полной санитарной обработки в пунктах высадки эвакуируемого населения.
Защита местного населения от заражения в таких условиях обеспечивается:
-путем создания невосприимчивости местного населения к инфекционным заболеваниям (вакцинация и д.р.);
-предупреждения близких контактов с эвакуированным населением (отдельное расселение);
-проведения режимных мероприятий при организации обеспечения продуктами питания, водой и товарами первой необходимости и т.д.;
-своевременного проведения мероприятий по выявлению инфекционных больных, их изоляции и обсервации контактировавших с ним;
Применение средств индивидуальной защиты органов дыхания и средств экстренной профилактики;
-проведение дезинфекционных работ.