Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, чувств, актов поведения. Протекает с высоким эмоциональным накалом.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но а основе их всегда лежит противоречие между двумя или более сторонами.
Тем не менее, отсутствие согласия не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это роисходит только тогда, когда существующие противоречия и разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей и препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди, чтобы преодолеть разногласия, вступают в открытое конфликтное взаимодействие, в процессе которого они получают возможность выражать различные мнения, утверждать защищаемую идею, выявлять больше альтернатив при принятии решения – именно в этом заключается ПОЗИТИВНЫЙ смысл конфликта.
- Внутриличностный конфликт
- Межличностный конфликт
- Конфликт между личностью и группой
- Межгрупповой конфликт
Конструктивный конфликт – способствующий принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений.
|
|
Деструктивный конфликт – препятствующий эффективному взаимодействию.
Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации:
- Соперничество. Стремление добиться своего, во что бы то ни стало отстоять собственную точку зрения, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы, мнение другого не интересно.
- Сотрудничество. Совместное решение проблемы, породившей конфликт, участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
- Компромисс. Снятие противоречий осуществляется на основе взаимных уступок. Есть вероятность, что через некоторое время могут появиться дисфункциональные последствия компромиссного решения, неудовлетворенность «половинчатыми решениями», кроме того, проблема, породившая конфликт, не разрешена.
- Избегание. Уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой и если нет условий для ее разрешения, но скоро они появятся.
- Приспособление. Односторонние уступки, собственные интересы приносятся в жертву ради интересов противоположной стороны. Отрицательные эмоции не выплескиваются, но накапливаются.
Факторы бесконфликтного общения:
§ Улыбка;
§ Доброжелательный тон;
§ Вежливость;
§ Нейтральность речи;
§ Приветливость;
§ Заинтересованность;
§ Непринужденность жестов.
Коммуникативные элементы:
§ Вербальные (7%);
§ Невербальные (55%);
§ Проксилингвистические (38%).
Факторы раздражения:
§ Партнер нервный;
§ Грубый;
§ Самоуверенный;
§ Упрямый;
§ Отводит глаза;
§ Нарушает индивидуальную зону;
§ Громко говорит.
Обсуждение конфликтов осуществляется по следующей схеме:
§ Участники
§ Источник конфликта
§ Последствия
§ Действия вожатого