Ведущая деятельность – учеба. Происходит перестройка познавательных процессов, формирование произвольности, продуктивности, устойчивости, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти. Мышление переходит от наглядно-образного к словесно-логическому на уровне конкретных понятий. Развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли. Учатся делать то, что надо, а не то, что хотелось бы. Маленькие дети должны обязательно спать днем, иначе начинается головная боль, кашель, температура, рвота (симптомы простуды, а ребенку просто необходимо поспать).
Ведущий вид деятельности – обучение. Развивается интеллект, интересует окружающий мир, можно играть в интеллектуальные игры.
Появляется интерес к противоположному полу. Интересы мальчиков и девочек сильно отличаются. Детям интересно общение, взаимоотношения, хочется тепла, заботы, но не так много как малышам. Успех и неудачи действуют болезненно, нельзя перехваливать, но обязательно поддерживать при неудачах.
Друзьями считают тех. Кто им помогает, отзывается на интересы просьбы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важна доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность, надежность. К 10-11 годам начинает цениться общественная активность, лидерские и организаторские качества.
Острее воспринимаются замечания, полученные в присутствии других людей, повышается роль оценок и мнений, не следует делать замечаний публично.
Тип поведения вожатого – «старший брат/сестра».
Новообразования:
§ Развитие рефлексии (умение сознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность).
§ Формирование внутреннего плана действия.
§ Развитие саморегуляции, поведения, воли, усвоение умения письма, чтения, арифметического счета, накопление знаний.
§ Овладение навыками домашнего труда.
§ Расширение сферы общения. Появление новых авторитетов, развитие отношений в учебном коллективе.
§ Игры развивающие – 2 место после учебы.
§ Формирование самооценки на основе оценки учителем (или другим авторитетным взрослым).
§ Формирование уверенности/неуверенности в себе в зависимости от оценки и отношения родителей или учителей.