Занятие 3. Стилистика и речевая коммуникация. Понимание как представление смысла и основа речевой деятельности в процессе коммуникации

Терминологический минимум (знать содержание терминов, уметь установить смысловые связи между ними): стилистика, объект стилистики; коммуникация, коммуникативная функция языка, референтная (номинативная) функция языка, речевая деятельность; коммуникативный речевой акт, компоненты коммуникативного речевого акта, высказывание, кодирование и декодирование; понимание и смысл, параметры смысла (референция, модальность, фоновость, интенция); смысл высказывания как основная значимая единица речи, интерпретация, критерии понимания; смысловой анализ текста, свертывание как прием смыслового анализа, смысловое ядро, ключевые слова; дифференциальный алгоритм чтения как методика углубленного понимания текста (ключевые слова, смысловые ряды, доминанта).

Теоретические вопросы:

1. Понимание как лингвистическая и психолингвистическая проблема (Л.В. Щерба, М.П. Брандес, Л.С. Выготский, Г.Г. Граник, А.Н. Самсонова, Н.Т. Ерчак, Т.В. Чернышова).

2. Смысловой анализ как основа понимания текста. Приемы свертывания (Л.М. Мурзин, А.С. Штерн, О.А. Андреев, Л.Н. Хромов).

Рекомендуемая литература:

1. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании //Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 24 – 34.

2. Брандес М.П. Стиль и перевод. М., 1988. С. 20 – 38.

3. Граник Г.Г., Самсонова А.Н. Роль установки в процессе восприятия текста // Вопросы психологии. – 1993. – №2. – С. 72-79.

4. Мурзин Л.М., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск, 1991.

5. Андреев О.А., Хромов Л.П. Техника быстрого чтения. М., 1991.

6. Выготский Л.С. Психология: классические труды. М., 1996. С. 108 – 129.

7. Ерчак Т.Н. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми //Вопросы психологии. № 13. 1994. С. 82 – 87.

8. Чернышова Т.В. Понимание текста: внешнеязыковые (психофизиологические) и собственно языковые (коммуникативные) факторы // Очерки по лингвистической детерминологии и дериватологии русского языка. Барнаул, 1998. С. 108 – 117.

Задание 1. Используя алгоритм смыслового анализа, произведите анализ текстов из задания 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: