цивилизации в культурологии

План семинарского занятия

1. Понятие культурологической школы. Основные школы и направления в культурологии.

2. Антропологическая концепция культуры и цивилизации.

3. Материалистическая концепция культуры и цивилизации.

4. Идеалистическая концепция культуры и цивилизации.

Методические указания

Данная тема, как показывает практика, является самой трудной для восприятия студентов в процессе освоения курса. Это вызвано не только сложностью используемого материала, но и отсутствием единого подхода в его освещении на страницах учебной литературы. В современной науке существует множество классификаций школ и направлений по исследованию феномена культуры. Такое положение дел объясняется использованием разных критериев при составлении соответствующих классификаций. Для упрощения задач семинарского занятия студентам предлагается вариант классификации культурологических школ, в котором в качестве систематизирующего критерия выдвигается источник культуры, т. е. способ и характер ее происхождения. При указанном подходе возможны только три источника появления культуры и соответствующие им школы:

антропологическая (культура – порождение и отражение человеческой сущности);

материалистическая (культура – результат труда человека по преобразованию природы под воздействием материальных условий и объективных законов исторического развития);

идеалистическая (культура – творение божественных или других трансцендентных сил).

Студентам следует иметь в виду, что все другие культурологические школы по сути дела представляют собой разновидность трех вышеперечисленных. Так, например, в состав идеалистической школы входит теологическая. Сюда же можно отнести и циклическую школу А. Тойнби, поскольку, по его представлению, культура – это процесс взаимосвязи «человеческого общества с божественным логосом», а уровень развития цивилизации зависит от степени интенсивности данных контактов.

Важно также знать, что культурологическая школа – это творческая общность ученых, мыслителей с близкими мировоззренческими и методологическими позициями, работающих в рамках единой научно-исследовательской традиции в области изучения культуры. Таким образом, представители каждой из указанных школ создали свою концепцию культуры и цивилизации, используя различные научные направления в исследовательском процессе. Задача студентов – разобраться в сущности данных концепций, выявить отдельные направления каждой из рассматриваемых школ, сопоставить мировоззренческие позиции их представителей, попытаться выработать собственное видение изучаемой проблемы.

Темы рефератов и докладов

1. От эволюционизма Ч. Дарвина до миропонимания марксизма.

2. Концепция культуры в теории этногенеза Л. Н. Гумилева.

3. Этнографические традиции в культурологии.

4. Концепция культуры З. Фрейда.

5. Креационизм как современное учение о божественном сотворении

мира.

6. Культура в философских воззрениях идеализма.

Список литературы

[14, с. 835 – 909; 22; 27, с. 443 – 536; 28, с. 48 – 60; 30, с. 43 – 79; 32; 40, с. 3 – 120; 50, с. 34 – 84; 52, с. 36 - 90 ].

Тема 3. Типология культур

План семинарского занятия

1. Проблема единства человечества и многообразия культур.

2. Восток и Запад как основа социокультурной дифференциации.

3. Типология культур в истории культурологии (Н. Я. Данилевский,

А. Тойнби, О. Шпенглер и др.).

4. Современные классификации культурно-исторических типов.

Методические указания

Предлагаемая тема посвящена фундаментальной проблеме курса культурологии. Для того чтобы приступить к изучению конкретных культур, необходимо их определенным образом систематизировать. Этот процесс является достаточно сложным по причине широкого разнообразия больших и малых этносов, населяющих нашу планету. Каждый из них имеет собственную культуру, в чем-то строго индивидуальную, а в чем-то похожую на другие. Первой ступенью в процессе классификации культур является разделение их на восточные и западные. При этом студент должен уяснить, что Восток и Запад – в культурологии понятия не географические, а этнопсихологические, имеющие символическое значение. Попытайтесь определить, что же они символизируют в обыденной жизни и какие качества, явления олицетворяют собой. Важно знать, что Восток и Запад в научном смысле разделяют два аспекта: различие в понимании окружающего мира и его взаимосвязей, а также несходство в реальном устройстве внутренней жизни. Именно эти факторы способствуют развитию многообразных специфических черт восточных и западных культур. По мере возможности перечислите культурные особенности Востока и Запада, сравните их. Постарайтесь выявить степень и характер взаимодействия восточных и западных культур в современном мире. Подумайте над вопросом: возможно ли их органическое слияние в будущем?

Приступая к изучению типологии культур, особое внимание уделите истории этого вопроса. Следует разобраться в теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, сравнительном исследовании локальных цивилизаций А. Тойнби, типологии культур О. Шпенглера. Основные положения и выводы их трудов необходимо законспектировать. Это поможет при анализе современных образцов классификации культурно-исторических типов, так как в учебной литературе нет единой системы типологизации культур. При этом важно учитывать основные критерии выделения культурно-исторических типов: религия, язык, антропологический тип, менталитет. Особое внимание следует уделить определению содержания последнего понятия. Постарайтесь выяснить, в чем причины разнообразия менталитетов различных народов, наций, этнических групп. В завершении подготовки к семинару подумайте над вопросом: могут ли быть культуры высшие и низшие, прогрессивные и отсталые, значимые и бесполезные в историческом развитии человечества?

Темы рефератов и докладов

1. Культурная картина мира.

2. Специфические и «серединные» культуры.

3. Роль культурных традиций в жизни общества.

4. Культурная самоидентичность как основа сохранения этнического

многообразия на Земле.

5. Восток и Запад: особенности культур и контакты цивилизаций.

6. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н. Я. Данилев-

ского и О. Шпенглера.

7. Типология метакультур Д. Л. Андреева.

8. Линейное развитие культуры или круговорот локальных цивилизаций:

на перекрестке мнений.

Список литературы

[1; 2, с. 20 – 42, 53 – 80; 4, с. 115 – 158; 9; 14, с. 73 – 148, 211 – 225, 842 – 896; 15, с. 372 – 403; 26, с. 58 – 78; 27, с. 13 – 30, 37 – 60, 69 – 81; 28, с. 160 – 209; 33; 56, 57, 60 ].

Тема 4. Религии народов мира

План семинарского занятия

1. Место и роль религии в системе культуры.

2. Сущность, происхождение и ранние формы религии.

3. Национальные религии (иудаизм, конфуцианство, даосизм, инду-

изм и др.).

4. Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Методические указания

Одним из важнейших критериев типологии культур является религиозно-мировоззренческий. Без понимания религиозных основ той или иной культуры ее дальнейшее изучение будет поверхностным. Вместе с тем изучение религий народов мира имеет важное общеобразовательное значение. Все это должны учитывать студенты, готовясь к семинарскому занятию. В первую очередь следует выявить место и роль религии в системе культуры. Для этого необходимо обратиться к проблеме культурогенеза. Важно понять, что в сознании первобытного человека духовные и материальные начала не были разделены, вся его жизнь носила культовый, магический, мифологический характер. Попытайтесь обнаружить религиозные истоки разных видов искусства, систем миропонимания, этнических норм поведения. Проанализируйте причины возрастания роли религии в культурах античного и средневекового обществ. Объясните, какое место занимает религия в культурах современного Запада и Востока.

Для усвоения следующего вопроса семинара необходимо разобраться в соотношении понятий «религия», «религиозность», «вера», а также проанализировать существующие версии происхождения религии. Найдите общее и особенное в фетишизме, тотемизме, анимизме, политеизме. Рассматривая национальные религии, особое внимание следует уделить иудаизму и индуизму. Это поможет лучше понять сущность мировых религий, представленных христианством, исламом, буддизмом.

Изучая историю и основы христианства, нельзя упускать из виду его внутреннюю неоднородность. Попытайтесь найти различия в вероучении, обрядах, мировоззрении, организации православной, католической и протестантской церквей. Подумайте над вопросом: возможно ли их объединение в будущем? Учитывая многочисленность мусульман, проживающих в России, важное значение при подготовке к семинару следует уделить исламу. В данном случае необходимо обратить внимание на его практическое проявление, выраженное в ортодоксальном, умеренном и фундаментальном (радикальном) направлениях. Определите, к какому из указанных направлений относятся большинство российских мусульман. Найдите общие черты религиозного мироощущения представителей православия и ислама России. Некоторое распространение на территории нашей страны имеет буддизм. Вместе с тем он представляет собой уникальную мировую религию. Изучая учение Будды, обратите главное внимание на его философскую, нравственно-этническую сторону. Попытайтесь объяснить, в чем заключается различие трех мировых религий и как это сказывается на соответствующих культурах.

Темы рефератов и докладов

1. Культура и религия на стыке духовности.

2. Первобытный миф как исток духовной культуры.

3. Кришнаизм в системе индуистских религиозных представлений.

4. Роль Ветхого завета в становлении иудейской культуры.

5. Православие и католичество: сравнительный анализ двух ветвей хри-

стианства.

6. Библия – книга книг.

7. Эволюция нравственных ценностей в христианстве.

8. Папы и папство в католицизме.

9. Монашество как образ жизни.

10. Протестантские секты в современной России.

11. Система духовных ценностей в исламе.

12. Коран как явление мировой культуры.

13. Ваххабизм сегодня.

14. Буддизм – философия вечной жизни.

15. Будда, Христос, Мухаммед – отцы мировых религий.

16. Атеизм как особая форма верования.

Литература

[3; 13; 16; 19; 26, с. 253 – 268; 34; 35; 41; 47 ].

Тема 5. Культура Западной Европы

План семинарского занятия

1. Климат, природа, население Западной Европы. Влияние природно-климатических условий на формирование западного менталитета.

2. Этапы развития западноевропейской культуры (античность, средневековье, эпохи Возрождения и Просвещения).

3. Проблемы духовной культуры современного Запада.

Методические указания

Вклад западноевропейской культуры в развитие мировой цивилизации огромен, что обусловило появление широкого круга исторической, философской, культурологической, искусствоведческой и другой литературы по соответствующим проблемам. Вместе с тем такое положение дел не относится к первому вопросу семинара, поэтому в данном случае студентам необходимо проявить самостоятельность, приготовиться к формулированию собственных выводов и положений. В первую очередь постарайтесь объяснить, каким образом природно-климатические условия способствовали формированию таких черт западного менталитета, как индивидуализм, свободолюбие, вера в собственные силы, предприимчивость, рационализм, преобладание материальных начал над духовными и т. д. Подумайте, носят ли эти качества исключительно позитивный характер или часть из них имеет свои отрицательные стороны. Важно также ответить на вопрос: почему европейские народы с разным национальным характером и темпераментом являются носителями одного менталитета, каковы социокультурные основы объединения немцев, французов, итальянцев, испанцев, англичан и др.

Сложность второго вопроса семинара состоит главным образом в его тематической насыщенности. Действительно, рассмотреть развитие западноевропейской культуры в эпохи античности, средневековья, Возрождения и Просвещения представляется проблематичным из-за недостатка времени. В силу этого достаточно остановиться на основных культурно-исторических особенностях данных эпох, раскрыть их общие и специфические черты, попытаться объяснить причины перемен мировоззренческих установок и ценностных ориентаций в процессе социального развития. Особого подхода требует изучение духовной культуры современного Запада, которая в этическом и эстетическом смысле далека от идеалов прошлого. Попытайтесь понять, что происходит сейчас с западной культурой (деградация, демократизация, естественная эволюция). Можно ли говорить о кризисе духовной культуры Запада или она просто стала другой, соответствующей потребностям новейшего времени?

Темы рефератов и докладов

1. Роль мифа в античной культуре.

2. Законы гармонии и красоты в искусстве Древней Греции.

3. Культура городов Древнего Рима.

4. Роль античной культуры в развитии европейской цивилизации.

5. Культура зрелищ и смеха в эпоху средневековья.

6. Рыцарство как социокультурное явление.

7. С. Сервантес и «донкихотство» в мировой литературе.

8. Сочетание религиозной и светской морали в культуре Возрождения.

9. Гении итальянского Ренессанса.

10. Искусство, наука и религия в жизнедеятельности Леонардо да Винчи.

11. Проблемы гуманизма в творчестве В. Шекспира.

12. Просветительство как явление культуры.

13. Ф. Вольтер и его эпоха.

14. Миссия университетов в европейской культуре.

15. Феномен ансамбля «Битлз» в музыкальной культуре ХХ в.

16. Запад XXI в.: закат культуры или расцвет цивилизации?

Литература

[2, с. 5 – 19, 81 – 160; 5, с. 244 – 299, 432 – 527; 8; 10, с. 24 – 318; 11; 12, с. 174 – 400; 17; 20, с. 5 – 17, 34 – 57, 88 – 104; 50, с. 235 – 302; 55, с. 30 – 335 ].

Тема 6. Культура мусульманского мира

План семинарского занятия

1. Аравийский полуостров в эпоху средневековья. Возникновение Арабского халифата и распространение ислама.

2. Традиционные ценности исламской культуры и характерные черты мусульманского менталитета.

3. Поэзия как феномен искусства народов ислама.

4. Особенности современной культуры мусульманских стран.

Методические указания

В первом вопросе семинарского занятия определяющее значение имеет социально-исторический аспект изучаемой темы. По этой причине необходимо знать, что представлял собой Аравийский полуостров в эпоху средневековья, какие социальные процессы там происходили. Студентам также потребуются сведения по истории создания Арабского халифата и распространении ислама. Им предстоит выяснить формы и методы исламизации различных народов в ходе арабских завоеваний. При этом немаловажно отличать насильственную исламизацию от естественной и понимать, какая из них была наиболее эффективной. Попытайтесь разобраться, в чем заключается разница между исламизацией и арабизацией населения, были ли положительные стороны этих процессов.

Второй вопрос семинара носит в основном социально-психологический, религиоведческий характер, поэтому при подготовке к нему студенты могут воспользоваться знаниями, полученными в ходе изучения ислама как мировой религии. Следует иметь в виду, что многие обряды мусульманства и законы шариата направлены на формирование определенного менталитета у верующих. Попытайтесь найти истоки основополагающих качеств мусульманского менталитета (социальная корпоративность, фанатизм, покорность, противоречивость, иррационализм и пр.) в вероучении ислама. Это облегчит понимание традиционных ценностей культуры мусульманского мира.

Третий вопрос семинарского занятия имеет эстетическую, искусствоведческую направленность. Приступая к его рассмотрению, постарайтесь установить, почему именно поэзия занимала в искусстве исламских стран привилегированное положение. Тщательно проанализируйте творческое наследие

О. Хайяма, А.Фирдоуси, Н. Джами, А. Рудаки с прочтением на занятии их стихов, фрагментов поэм. После этого попытайтесь ответить на вопрос: в чем заключается феномен поэзии народов ислама?

При подготовке к четвертому вопросу изучаемой темы обратите внимание на неоднородность проявления ортодоксальных традиций в мусульманских культурах новейшего времени. Сопоставьте уклад различных сфер жизни в современных странах исламского мира (Турция, Египет, Иран, Саудовская Аравия, Афганистан и др.). В заключение раскройте культурные особенности ислама в нашей стране и ответьте на вопрос: можно ли считать культуру российских мусульман составной частью отечественной культуры?

Темы рефератов и докладов

1. Системы халифата и имамата в исламской государственности: сравнительный анализ.

2. Влияние арабо-мусульманской культуры на народы Балкан, Средней Азии и Закавказья.

3. Неистовость и покорность: феномен мусульманского менталитета.

4. Мусульманские обряды и праздники.

5. Женщина в исламской культуре.

6. Гарем как явление мусульманской культуры.

7. Омар Хайям: поэт и личность.

8. «Шахнамэ» А. Фирдоуси – шедевр мировой литературы.

9. Символика цвета в исламе и ее отражение в художественной культуре.

10. Загадки арабески.

11. Исламско-христианский диалог: история и современность.

12. Православная и мусульманская тенденции в отечественной культуре.

Литература

[2, с. 239 – 264; 6; 12, с. 141 – 173; 24, с. 481 – 512; 29, с. 167 – 190; 37,

с. 589 – 615; 39; 42, с. 397 – 426; 50, с. 229 – 234; 52, с. 194 – 210; 53 ].

Тема 7. Место и роль России в мировой культуре

План семинарского занятия

1. Факторы самобытности отечественной культуры и особенности российского менталитета.

2. Этапы развития отечественной культуры (восточнославянское общество, Киевская Русь, Московское царство, Российская Империя, СССР).

3. Состояние, проблемы и перспективы современной российской культуры.

4. Культурное влияние России в мировом сообществе.

Методические указания

Отечественная культура справедливо признается уникальным явлением и достоянием всей мировой культуры. В силу этих обстоятельств перед студентами на семинарском занятии ставится две цели. Во-первых, следует выявить специфические черты российской культуры, во-вторых, определить ее роль и степень влияния в мировом сообществе. Для решения первой проблемы необходимо детально проанализировать факторы самобытности отечественной культуры в качестве истоков формирования русского национального характера, ставшего следствием влияния природно-климатического, религиозного, социального, геополитического факторов. Особое внимание следует уделить промежуточному положению российской цивилизации между Востоком и Западом, что во многом предопределило уникальность нашей культуры. Подумайте при этом над вопросом: почему отечественная культура, испытывая серьезное внешнее воздействие других культур, внутренне оставалась самобытным явлением? Какое значение в этом сыграл российский генотип и в чем его сущность? Объясните значение понятий, характеризующих отечественную культуру: «синтезированность», «интровертность», «мессианство», «толерантность», «социоцентризм».

Изучая отдельные этапы в развитии отечественной культуры, достаточно остановиться на их специфических особенностях и значимых достижениях. Сравните эти этапы между собой, зафиксируйте преобладание западных или восточных элементов на каждом из них, попытайтесь обнаружить в их структуре наличие субкультур. Раскройте эстетический и социальный смысл «золотого» и «серебряного» веков в истории отечественного искусства. Проанализируйте недостатки и положительные стороны советской культуры. Подумайте над вопросом: являлась ли она естественным продолжением предыдущего развития страны или представляла собой автономное явление общероссийского культурного процесса? Охарактеризуйте состояние культуры постсоветского общества. Назовите причины культурного кризиса России конца ХХ – начала ХХI в. Каковы, на ваш взгляд, перспективы и пути его преодоления в настоящий момент?

В завершение подготовки к семинару необходимо определить степень влияния России в мировом социокультурном пространстве. Для этого следует учесть общечеловеческое значение отечественной классической литературы, глобальные достижения страны в области науки и образования, интегрирующую роль культуры русского зарубежья, а также геополитическое положение Российского государства, объективно являющегося посредником между западными и восточными цивилизациями, их культурами.

Темы рефератов и докладов

1. Характер, быт, обычаи и традиции восточных славян.

2. Между Западом и Востоком: особенности отечественной культуры.

3. Загадка русской души: к проблеме национального менталитета.

4. Византийская художественная система.

5. Влияние Византии на становление православной культуры на Руси.

6. Социокультурные последствия монголо-татарского владычества.

7. Идея «Москва – третий Рим» как воплощение мессианства русской культуры.

8. Андрей Рублев и его школа иконописи.

9. Русская идея: содержание, смысл, поиск.

10. Культура Российской Империи эпохи абсолютизма: от Петра I до Екатерины II.

11. «Гений чистой красоты»: поэзия А. С. Пушкина.

12. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры: общее и особенное.

13. Уникальность и трагизм российской интеллигенции.

14. Феномен советской культуры.

15. Культура русского зарубежья.

16. Народная культура Сибири.

17. Памятники культуры на территории города Омска и области.

18. Задачи и пути возрождения духовных основ российского общества.

Литература

[5, с. 528 – 625; 12, с. 469 – 532; 20, с. 243 – 283; 24, с. 349 – 480; 30,

с. 399 – 465; 31; 36; 38; 43; 44; 46; 48; 58; 59].

Тема 8. Культура и глобальные проблемы современности

План семинарского занятия

1. Природа, человек, общество в современном социокультурном прост-

ранстве.

2. Научно-технический прогресс и создание техногенной цивилизации.

3. Глобальные проблемы мирового сообщества.

4. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Необходимость диалога культур.

Методические указания

Природа, человек, общество представляют собой неотъемлемые компоненты культурного процесса. Нарушение гармонии в их взаимодействии приводит к глобальным проблемам окружающего мира, что наглядно проявляется в современном социокультурном пространстве. В связи с этим целью семинарского занятия является анализ сущности и тенденций развития современной мировой цивилизации, выявление ее проблем и путей их решения. В ходе изучения данной темы следует рассмотреть науку и технику как явления культуры и цивилизации, дать определение научно-техническому прогрессу, акцентировать внимание на его положительных и отрицательных последствиях. Необходимо выявить характерные черты техногенной цивилизации, разобраться в причинах ее кризиса. Следует также раскрыть глобальные проблемы современного мира и ответить на вопросы: почему большинство ученых считают возможным преодоление кризиса в диалоге культур Запада и Востока; какую роль в этом процессе играет культурная универсализация; по какой причине общечеловеческие ценности приобретают в настоящий момент приоритетное значение?

Темы рефератов и докладов

1. Культура и личность в современном обществе.

2. Наука и техника как явления культуры и цивилизации.

3. Культурная модернизация.

4. Научно-технический прогресс и культура.

5. Экологическая культура.

6. Терроризм как явление современной цивилизации.

7. Глобализация культуры.

8. Социокультурные противоречия современного мира.

Литература

[2, с. 265 – 283; 12, с. 401 – 426; 14, с. 574 – 670; 18, с. 168 – 182; 21; 26,

с. 227 – 242; 27, с. 359 – 440; 28, с. 269 – 320; 49 ].

Библиографический список

1. А н д р е е в Д. Л. Роза мира / Д. Л. А н д р е е в. М.: Клышников-Комаров и Ко, 1993. 302 с.

2. Б а г н о в с к а я Н. М. Культурология: Учебное пособие / Н. М. Б а г-

н о в с к а я. М.: Дашков и Ко, 2005. 300 с.

3. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Библейские общества, 1993. 1373 с.

4. Б о б а х о В. А. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В. А. Б о б а х о, С. И. Л е в и к о в а. М.: ФАИР-пресс, 2000. 400 с.

5. Б о р з о в а Е. П. История мировой культуры. 3-е изд. / Е. П. Б о р з о-

в а. СПб: Лань, 2004. 672 с.

6. В а с и л ь е в Л. С. История Востока: Учебник. 3-е изд. / Л. С. В а -

с и л ь е в. М.: Высшая школа, 2003. Т. 1. 512 с.; Т. 2. 568 с.

7. В а с и л ь е в Л. С. История религий Востока: Учебное пособие. 7-е изд. / Л. С. В а с и л ь е в. М.: Книжный дом «Университет», 2004. 704 с.

8. Г а с п а р о в М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегре-ческой культуры / М. Л. Г а с п а р о в. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 381 с.

9. Д а н и л е в с к и й Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Д а н и л е в с к и й. М.: Книга, 1991. 574 с.

10. Е м о х о н о в а Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие. 4-е изд. / Л. Г. Е н о х о н о в а. М.: Академия, 2000. 448 с.

11. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учебное пособие / Под ред. Л. М. Б р а г и н о й. М.: Высшая школа, 2001. 479 с.

12. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е изд. / Под ред. Г. В. Д р а ч а. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 544 с.

13. История религии. 2-е изд. / Под ред. И. Н. Я б л о к о в а. М.: Высшая школа, 2004. Т. 1. 464 с.; Т. 2. 676 с.

14. К а р м и н А. С. Культурология: Учебник. 3-е изд. / А. С. К а р м и н. СПб: Лань, 2004. 928 с.

15. К а р м и н А. С. Культурология: Учебник / А. С. К а р м и н, Е. С. Н о- в и к о в а. СПб: Питер, 2004. 464 с.

16. К и с л ю к К. В. Религиоведение: Учебное пособие. 2-е изд. / К. В. К и с л ю к, О. Н. К у ч е р. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 512 с.

17. К о з я к о в а М. И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до ХХ в. / М. И. К о з я к о в а. М.: Весь мир, 2002. 360 с.

18. К о н о н е н к о Б. И. Основы культурологии: Курс лекций / Б. И. К о- н о н е н к о. М.: ИНФРА, 2002. 208 с.

19. Коран. М.: Наука, 1990. 727 с.

20. К р а в ч е н к о А. И. Культурология: Учебник / А. И. К р а в ч е н к о. М.: Проспект, 2005. 288 с.

21. К у з н е ц о в В. Н. Геокультура: Основы геокультурной динамики безопасности в мире XXI в. / В. Н. К у з н е ц о в. М.: Книга и бизнес, 2003. 632 с.

22. Культурология. ХХ век: Антология / Под ред. С. Я. Л е в и т а. М.: Юристъ, 1995. 703 с.

23. Культурология: Учебное пособие. 3-е изд./ Под ред. Г. В. Д р а ч а. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 608 с.

24. Культурология: история мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Т. Ф. К у з н е ц о в о й. М.: Академия, 2003. 607 с.

25. Культурология: Учебное пособие. 3-е изд. / Под ред. А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 319 с.

26. Культурология: Учебник. 5-е изд. / Под ред. Н. Г. Б а г д а с а р ь я н. М.: Высшая школа, 2004. 709 с.

27. Культурология: Учебник / Под ред. Ю. Н. С о л о н и н а, М. С. К а г а-

н а. М.: Юрайт-издат, 2005. 566 с.

28. Культурология: Учебное пособие / Ю. Б. П у ш к о в а, Н. И. Ш е л ь-

н о в а и др. М.: Экзамен, 2005. 384 с.

29. Культурология для технических вузов / Под ред. А. В. Б у л а н о- в о й-Т о п о р к о в о й. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 448 с.

30. Л е в я ш И. Я. Культурология: Учебное пособие. 5-е изд. / И. Я. Л е- в я ш. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с.

31. Л о т м а н Ю. М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Л о т м а н. СПб: Искусство, 1994. 399 с.

32. М а р ц е в а Л. М. Культурологические школы: Учебное пособие / Л. М. М а р ц е в а / Омская гос. акад. путей сообщения. Омск, 1997. 74 с.

33. М а р ц е в а Л. М. Основы и принципы типологии культуры: Учебное пособие / Л. М. М а р ц е в а / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 1999. 82 с.

34. М а р ц е в а Л. М. История Русской православной церкви: Учебное пособие / Л. М. М а р ц е в а, С. В. Н о в и к о в / Омский гос. аграрный ун-т. Омск, 2004. 240 с.

35. М а р ц е в а Л. М. Ислам: Очерки истории религии, государства и права: Учебное пособие / Л. М. М а р ц е в а, С. В. Н о в и к о в / Омский гос. аграрный ун-т. Омск, 2006. 226 с.

36. Мир русской культуры / Под ред. А. Н. М я ч и н а. М.: Вече, 2004. 608 с.

37. Мировая художественная культура: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Э р е н г р о с с а. М.: Высшая школа, 2001. 767 с.

38. Народная культура Сибири: Учебное пособие / Под ред. Н. А. Т о м и- л о в а, Н. М. Г е н о в о й. / Сиб. филиал Российского ин-та культурологии. Омск, 2002. Ч. 1. 170 с.; Ч. 2. 221 с.

39. Омар Хайям в созвездии поэтов: Антология восточной поэзии / Сост. И. Н. К р а й н е в а. СПб: Невский клуб, 1997. 584 с.

40. Основы марксистско-ленинской теории культуры / Под ред. А. И. А р- н о л ь д о в а, А. С. Ф р и ш а. М.: Высшая школа, 1986. 336 с.

41. Основы религиоведения: Учебник. 4-е изд. / Под ред. И. Н. Я б л о к о-

в а. М.: Высшая школа, 2005. 508 с.

42. Очерки по истории мировой культуры / Под ред. Т. Ф. К у з н е ц о-

в о й. М.: Языки русской культуры, 1997. 496 с.

43. Памятники истории и культуры Омской области / Сост. П. П. В и б е / Упрполиграфиздат. Омск, 1995. 168 с.

44. П а н ч е н к о А. М. О русской истории и культуре / А. М. П а н-

ч е н к о. СПб: Азбука, 2000. 464 с.

45. П а у н д Д. Путеводитель по культуре. М.: Логос, 1997. 192 с.

46. Р а п а ц к а я Л. А. Русская художественная культура: Учебное пособие / Л. А. Р а п а ц к а я. М.: ВЛАДОС, 2002. 608 с.

47. Религиоведение: Учебное пособие. 5-е изд. / Под ред. А. В. С о л д а-

т о в а. СПб: Лань, 2004. 800 с.

48. С а п р о н о в П. А. Русская культура IX – XX вв.: Опыт осмысления/ П. А. С а п р о н о в. СПб: Паритет, 2005. 704 с.

49. С и м о н е н к о О. Д. Сотворение техносферы / О. Д. С и м о н е н-

к о. М.: Аргус, 1994. 112 с.

50. С т о л я р е н к о Л. Д. Культурология: Учебное пособие / Л. Д. С т о- л я р е н к о, В. Е. С т о л я р е н к о, С. И. С а м ы г и н. М.: МарТ, 2004. 352 с.

51. Т о й н б и А. Постижение истории / А. Т о й н б и. М.: Айрис-пресс, 2004. 637 с.

52. Т о р о с я н В. Г. Культурология: История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие / В. Г. Т о р о с я н. М.: ВЛАДОС, 2005. 735 с.

53. Х а й я м О. Как чуден милой лик / О. Х а й я м. М.: ЭКСМО, 2005. 399 с.

54. Хрестоматия по культурологии / Под ред. Г. В. Д р а ч а. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 624 с.

55. Хрестоматия по мировой художественной культуре / Сост. Д. М. З а-

р е ц к а я, В. В. С м и р н о в а. / Издательский и книготорговый центр. М., 1997. 344 с.

56. Ч у ч и н-Р у с о в А. Е. Конвергенция культур / А. Е. Ч у ч и н-Р у-

с о в. М.: Магистр, 1997. 40 с.

57. Ш п е н г л е р О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории / О. Ш п е н г л е р. Минск: Попурри, 1998. Т. 1. 684 с.; Т. 2. 606 с.

58. Ю д и н А. В. Русская народная духовная культура / А. В. Ю д и н. М.: Высшая школа, 1999. 331 с.

59. Я к о в к и н а Н. И. История русской культуры: XIX век / Н. И. Я к о в к и н а. СПб: Лань, 2000. 576 с.

60. Я с п е р с К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. / К. Я с п е р с. М.: Республика, 1994. 526 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: