Лихая година. Монголо-татарское нашествие в исторической судьбе России.
Трагедия русской культуры, затруднение ее связей с западноевропейской традицией.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Битва на Куликовом поле (1380г.).
Эстетика духовных феноменов и культура XV века.
Софийность русского искусства.
Летописная культура этого времени («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина»).
Рациональная и антицерковная идеология XVI века. Ереси.
Зодчество и живопись классического русского средневековья. Экспрессивно-эмоциональный стиль конца XIV века. Феофан Грек.
Андрей Рублев и его «Троица».
Русские школы иконописи (Московская школа, «Строгановская школа», «Годуновская школа»).
Словесное святое мастерство. Слово и деяние.
Монголо-татарское нашествие 1237–1241 гг. и вторжение немецких рыцарей на северо-западеДревней Руси поставили страну на край гибели. Литература XIII в. характеризуется трагическим пафосом, актуализацией национально-патриотических отношений. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовой битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые, развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси, наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров. Московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси.
|
|
Победе на Куликовом поле посвящено выдающееся произведение того времени – «Задонщина» (от места битвы за Доном). Вместе с литературой активно развивается зодчество. Традициям старого зодчества отвечали церковь Спаса на Ковалеве (1345) и церковь Успения на Волотовом поле (1352). В это же время складывается новый стиль в архитектуре, его особенности: нарядное внешнее убранство храмов украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами. Рост значения Москвы как центра объединенных русских земель нашел воплощение в строительстве нового кирпичного Кремля – с его стенами, башнями, соборами и гражданскими постройками. Московский Кремль стал символом русской земли, уникальным памятником не только русского, но и мирового значения, как собор Василия Блаженного, старинные русские монастыри.
Свою страницу в историю русского искусства вписали выдающиеся живописцы. Особое место среди них занимает Феофан Грек. Родом из Византии, он обошел в скитаниях Византию, Крым, Русь. Его иконы и фрески (живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде) отличаются монументальностью, драматизмом, смелой и свободной живописной манерой.
|
|
Искусство Феофана Грека, его работы над росписью церкви Рождества Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов в Кремле определили в те годы развитие московской живописи. Другим известным мастером XIV века стал великий русский художник Андрей Рублев. Он принадлежал к монахам Андроникова монастыря, в котором умер и похоронен. Творчество Рублева знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. Во времена творчества этого иконописца московская школа живописи достигла своего расцвета. Произведения мастера отличают глубокая человечность, одухотворённость образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы. Рублев участвовал в создании росписи, икон в старом Благовещенском соборе (Московский Кремль), Успенском соборе (Владимир), Троицком соборе (Троице-Сергиева лавра), Спасском соборе Андроникова монастыря. Искусство великого творца проникнуто возвышенно-светлым настроением, гармонией, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта его стиля – лирическая умиротворенность: персонажи Рублёва мягче, человечнее, чем у Ф.Грека. Наиболее известное произведение художника – икона «Троица».
Для историко-культурного развития русских земель период конца XV–XVI вв. переломный. Продолжалось образование единого русского государства, страна освободилась от монголо-татарского ига, завершилось формирование русской народности. Это оказало существенное влияние на становление культурных процессов. Русское государство осознается центром мирового православия (теория старца Филофея о «Москве – Третьем Риме»), наследующего великие традиции Рима и Византии.
Хозяйственные и политические достижения России этого времени оказали заметное влияние на повышение уровня грамотности; в 1553 г. появляется книгопечатание. Первого марта 1564 г. увидела свет первая русская датированная печатная книга – «Апостол», а в 1565 г. – «Часослов». Всего до конца XVI в. было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания. Среди литературных памятников XV в. выделяется огромный десятитомный свод церковной литературы «Четьи-Минеи» («Чтения Ежемесячные»), – написанные митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого подвижника. Свод житейских правил, наставлений, возникших в среде новгородского боярства и купечества, содержал «Домострой». Он защищал патриархальный уклад в семье, утверждая абсолютный авторитет и власть главы семьи над ее членами.
Архитектура конца XV–XVI вв. отразила возрастание международной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими умельцами участвуют итальянцы. Во внешнем виде соборов уже ярко выражается светский стиль архитектуры (Архангельский собор, 1505–1508). Светские постройки возводятся и в Московском Кремле (Княжеский дворец, 1487 – 1491; Теремной дворец, 1635–1636; в 1776–1787 г. – здание Сената, чуть позже Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, 1844 – 1851).
В законченном живописном ансамбле Московского Кремля воплотились идеи величия, силы единого Русского государства. Продолжалось храмовое строительство в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове. Развивалось также и другое направление в зодчестве, связанное со строительством небольших посадских и вотчинных храмов. К этому времени была изобретена новая система кирпичных перекрытий – кресчатого свода, что позволило строить небольшие бесстолпные храмы. Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа, в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций, основанных на деревянном зодчестве. Вариантом шатрового храма стал Покровский собор, получивший название собора Василия Блаженного – по имени известного московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. В XVI в. огромный размах получило строительство крепостей, так называемое " крепостное строительство ". Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове и других русских городах.
|
|
Церковная живопись конца XV–XVI вв. представлена произведениями талантливого русского мастера Дионисия. Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, развивается жанр исторического портрета.
Таким образом, завершение формирования русской народности, пришедшееся на данный этап исторического развития, положило начало созданию общерусской культуры, способствовало появлению новых оригинальных направлений в русской литературе, архитектуре, живописи.