Методы исследования профпсихологии

Первая — описание профессионального станов­ления личности, психологических особенностей этого сложного, подчас драматического процесса. Для ис­следования этого процесса оправданно применение лонгитюдного метода, опросных методов (анкетирова­ния, интервью), психобиографии, метода критических событий. Эти методы могут быть отнесены к генети­ческим.

Вторая задача —психологическая характеристи­ка профессий. Исследование психологического содер­жания профессии возможно путем изучения продук­тов деятельности, трудового метода, анализа докумен­тов, наблюдаемого опроса, профессиографии. Эта группа методов относится к праксиметрическим.

Таблица 6 Методы исследования профпсихологии

Задача исследования Группа методов исследования Конкретные методы исследования
Описание профессио- Генетические мето- Лонгитюдный метод,
нального становления ды биографический метод,
личности   каузометрия, психобио-
    графия, метод анамнеза
Характеристика Праксиметрические Анализ заданий, изуче-
профессий методы ние документации, тру-
    довой метод, наблюдае-
    мый опрос
Измерение профессио- Психометрические Тесты специальных
нально значимых при- методы способностей, тесты
знаков   достижений, опросники
    интересов, диагностика
    обучаемости
Объяснение профес- Экспериментальные Естественный, лабора-
сионального становле- методы торный, моделирую-
ния личности   щий, формирующий
    эксперименты
Обработка методов Методы математи- Дисперсионный, корре-
исследования ческой обработки ляционный, факторный
    анализ

Третья задача — измерение профессионально значимых показателей, признаков деятельности и лич­ности. Решению этой исследовательской задачи слу­жат тесты специальных способностей, тесты дости­жений и обучаемости. Широко применяются также разного рода опросники профессиональных интере­сов, ценностных ориентации и профессиональных установок. Эта группа методов относится к классу психометрических.

Четвертая исследовательская задача — объясне­ние особенностей, закономерностей и механизмов профессионального становления. Основными метода­ми решения этой задачи являются эксперименталь­ные: лабораторный, моделирующий и естественный (полевой) эксперименты.

Пятая группа методов направлена на количествен­ную обработку исследовательских данных. К ним от­носятся методы математической обработки: дисперси­онный, корреляционный, факторный анализ и др. (табл.6).

Генетические методы

Генетические методы направлены на исследо­вание изменений профессионального развития лич­ности в течение длительного времени. В профпсихо­логии оправдано использование лонгитюдного мето­да, метода психобиографии, монографического описания профессионального становления конкрет­ного индивида.

Лонгитюдный метод — многократное системати­ческое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития. Лонгитюдные исследо­вания проводятся на протяжении нескольких лет с целью установления профессиональных изменений (развития, деформаций) личности.

Лонгитюдный метод оформился в психологии в 20-е гг. нашего столетия и применялся в основном для изучения генезиса психики и научного обоснования психологического прогноза в детской и возрастной психологии. В последующие годы стали использовать­ся длинные (проводимые в течение 20 — 30 лет) лонги-


тюды1, в которых на больших группах испытуемых прослеживались изменения определенных показателей (адаптации к условиям работы, выбора профессии и удовлетворенности ею).

Проведение лонгитюдного исследования предпо­лагает одновременное использование других методов: наблюдения, опросов, тестирования, психографии, праксиметрии и др.

Полученные в процессе лонгитюда результаты зависят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-экономи­ческих условий, в которых проводилось исследование. Наличие стольких факторов усложняет получение до­стоверных результатов. И тем не менее считается, что лонгитюдные исследования обеспечивают высокую предсказательную валидность, надежность результа­тов, основанную на однородности изучаемой выборки.

Лонгитюд позволяет проводить индивидуальный анализ полученных данных и устанавливать на его основе показатели профессиональных изменений во времени. Подробный индивидуальный анализ дает возможность преодолеть недостатки сравнительно-воз­растного метода, оперирующего усредненными данны­ми. Обобщение индивидуальных траекторий профес­сионального развития приводит к монографическому описанию участвующих в лонгитюде испытуемых. Применение лонгитюдов в профпсихологии позволит изучить изменения индивидуальной траектории про­фессионального становления личности, выявить пери­оды спада, стабилизации, подъема профессионального развития.

Сложности использования лонгитюдного метода обусловлены отбором испытуемых. Здесь возникает проблема обеспечения репрезентативности выборки. Трудности связаны также с определением размера выборки. В известных зарубежных лонгитюдах выбор­ка распределялась в интервале 200 — 2000 испытуемых.

Следующая проблема — определение оптималь­ных интервалов между измерениями. Как правило, об­следования проводятся через год, хотя возможны и


более длительные периоды. При исследовании профес­сионального становления личности в качестве интер­вала обследования можно было бы избрать стадии и фазы профессионального развития.

Одной из проблем лонгитюдного исследования является выбор его длительности. Лонгитюд может длиться от пяти до пятидесяти лет. Классическим счи­тается Калифорнийский лонгитюд, проводимый с 1928 г. по сей день.

- Недостатки лонгитюдного метода связаны имен­но со значительной длительностью исследования. Личностные и профессиональные изменения могут стать следствием случайных или драматических со­бытий. С годами сокращается число испытуемых, меняется состав исследователей, расширяется спектр исследуемых параметров, да и сами методики претер­певают изменения. Одним из факторов, ограничива­ющих применение лонгитюда, является его высокая стоимость.

Преодоление недостатков лонгитюдного метода возможно с помощью применения других методов, в частности психобиографических.

Биографические методы — это способы исследо­вания и проектирования жизненного пути личности. Современные биографические методы направлены на реконструкцию жизненных программ, профессиональ­ных планов, разработку сценариев профессионально­го развития личности.

Биографические методы предусматривают кон­тент-анализ автобиографий, мемуаров, построение траектории жизненного пути, диаграмм удовлетворен­ности профессиональным трудом и др. Эта группа методов включает каузометрию, психобиографию и др.

Охарактеризуем отдельные из перечисленных методов, представляющие особую ценность для проф­психологии.

Каузометрия — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического време­ни личности, предложенный Е.И.Головахой и А.А.Кро-ником1.


Каузометрия проводится в форме интервью, кото­рое включает следующие процедуры: биографическую разминку, составление перечня значимых событий, их датировку, анализ причин, породивших события, опре­деление их значимости, эмоциональную оценку. Резуль­таты интервью изображаются в виде каузограммы — графика событий и межсобытийных связей, который отражает локализацию событий в календарном и пси­хологическом времени.

Каузометрия как метод исследования представля­ет большую ценность для профпсихологии, так как позволяет определить критические точки профессио­нального становления, время их наступления, способы преодоления неблагоприятных событий, профессио­нальных инцидентов.

Каузометрия применима также в профессиональ­ном консультировании и психотерапии для анализа и коррекции сценариев профессиональной жизни, про­ектирования карьеры, преодоления профессиональной стагнации и кризисов.

Психобиография — метод психологического изуче­ния жизненного пути конкретных лиц. Первоначально психобиография использовалась для анализа карьеры политических деятелей, в дальнейшем она стала при­меняться для изучения становления деятелей науки и культуры, а также для исследования индивидуальных профессиональных биографий людей. Использование психобиографии в профпсихологии позволяет получить ценную информацию о зарождении профессиональных намерений, факторах выбора профессии, трудностях профессиональной адаптации, траектории карьеры, кризисах профессионального становления личности.

Метод анамнеза профессионального становле­ния — это сбор данных об истории развития человека как субъекта труда. Данный метод подробно рассмот­рен Е.А.Климовым1. Профессиональный анамнез при­меняется для исследования мотивов труда, выявления некоторых профессионально значимых качеств, обна­ружения критических (профессионально важных) со­бытий, построения прогноза карьеры и т.д.


Предметом рассмотрения являются высказыва­ния испытуемого о своем прошлом. Поскольку анам­нестическое исследование включает систему бесед, то в число требований к нему входят все те, которые предъявляются к методу беседы. Наряду с ними ме­тод анамнеза должен удовлетворять следующим тре­бованиям:

• программу анамнеза следует дополнить меропри­
ятиями по сбору вещественных источников: атте­
стационных документов, знаков отличия, личной
библиотеки и т.п.;

• факты биографии должны соотноситься с социаль­
но-экономической ситуацией в данном регионе;

• «субъективный» анамнез необходимо дополнить
высказываниями сторонних лиц, хорошо знающих
Испытуемого: преподавателей, мастеров производ­
ственного обучения, коллег, руководителей и др.

Характеризуя этот метод, Е.А.Климов отмечает, что он «имеет совершенно уникальное отношение к малоразработанным в нашей науке вопросам ретро­спективного анализа ситуаций выбора профессии, изучения путей формирования мастерства, типоло­гии профессиональных судеб («карьер»), а также вопросам преодоления последствий тяжелых психо­логических конфликтов, социально-трудовой реаби­литации людей при частичной утрате ими трудоспо­собности, наконец, к вопросам профессиональной реориентации...»1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: