Задание № 1 Коэн Р. — современный западноевропейский исследователь социальных последствий научно-технического прогресса писал: «Мы должны признать историчность наших отношений к воздействию науки и техники на жизнь общества и человека, их детерминированность нашей собственной культурой.... Наука и техника, бурно прогрессирующие и всемирные, не могут быть нейтральными, что бы ни говорили поверхностные критики об их безответственной инструментальности. Связанная с ними модернизация человеческой жизни раскрывается со всеми тревогами..., опасности становятся тем более зловещими, чем в большей степени становится возможным узкотехническое овладение всеми природными ресурсами».
Согласны ли Вы с таким тревожным настроем автора? Разве цель науки не состоит в том, чтобы «наделять человеческую жизнь новыми изобретениями и богатствами» (Бэкон), а коли так, может ли что-нибудь остановить научно-технический прогресс?
Задание № 2 Выберите пять вариантов ответов, в которых определенным образом отражены верные характеристики научно-технической революции:
|
|
1) НТР обусловила переход на преимущественно экстенсивный путь развития производства;
2) НТР обусловила единство научного открытия, его технического воплощения и производственного применения;
3) НТР создает условия для снижения затрат энергии, сырья, трудовых ресурсов;
4) с помощью НТР полностью решена проблема антропогенной нагрузки на природную среду;
5) НТР приводит к усилению узконаучной дифференциации и разделению научных и технических разработок;
6) символом НТР в 50-х гг. в нашей стране являлось создание и применение ЭВМ, принципиально нового вида техники, стимулировавшей развитие автоматизации производства, информатики, программирования, вычислительных процессов;
7) научно-техническая революция приводит к усилению культурного и государственного изоляционизма;
8) с явлением НТР связано появление всемирной коммуникационной сети, глобализация информационных потоков;
9) современная НТР создает условия для усиления социальной направленности экономического развития;
10) в условиях НТР стирается неравномерность материально - экономического и социального развития между странами Европы и странами третьего мира.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 35 Идея общественного прогресса
План
Введение
1. Возникновение идеи общественного прогресса (Тюрго, Кондорсе) и концепции общественного прогресса в истории философии.
2. Понятие общественного прогресса. Понятия «прогресс», «регресс», «развитие», «изменение».
3. Проблема критериев общественного прогресса. Несостоятельность техницистских и сциентистских позиций.
|
|
4. Противоречия социального прогресса. Кризис прогрессистского взгляда на развитие человеческого общества.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учебное пособие. - Барнаул, 2001. - С. 113-136.
2. Введение в философию: В 2-х ч. Ч. 2. - М.: Политиздат, 1989. - С.498-521.
3. Гобозов И. А. Смысл и направленность исторического процесса. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - Гл.5. - С. 132-162.
4. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 1936.
5. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1980. – 315 с.
6. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. — Ростов н/Д.: Феникс, 1995. - С. 546-570.