МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Лексическая тема: Мир сегодня. Новое в медицине.
Грамматическая тема: Особенности публицистического стиля: эмоциональность, оценочное отношение к обобщающим фактам, средства убеждения
Количество часов: 3
Курс: 1
Специальность: Стоматология
Составитель: преподаватель М.Б.Оспанова
Астана, 2012 г.
Лексическая тема: Мир сегодня. Новое в медицине.
Грамматическая тема: Особенности публицистического стиля: эмоциональность, оценочное отношение к обобщающим фактам, средства убеждения
Цель:
1. Научить определять стиль речи.
2. Показать основные функции публицистического стиля
3. Ознакомить с основными жанровыми разновидностями
Задачи обучения:
1)Формирование языковых и речевых навыков
2) Научить определять жанры публицистического стиля
Основные вопросы темы:
1.Что называется публицистическим стилем речи
2. Назовите жанры публичистического стиля.
3. Назовите особенности публицистического стиля.
4.Как пишется очерк?
|
|
5.Чем отличается очерк от статьи?
6.О каком из ученых-медиков вы написали бы очерк?
7.Назовите лауреатов Нобелевской премии в области медицины и физиологии за 2012 год.
Методы обучения и преподавания:
1.Беседа
2.Работа с текстом
3.Самостоятельная работа
4.Словарная работа
Литература:
1. Азизов А., Азимова. Практический курс русского языка. М.: «Высшая школа», 1986
2. Туксаитова Р.О. Сборник упражнений по русскому языку для студентов национальных отделений. Алматы, 2003
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1986
4. Даль В.И. – Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М., 1978
5. Грамматические основы правильной русской речи (Ершова Е.Н., Векилова
А.Г. и др.) М.: Высшая школа, 1991
6. Сборник тестов по русскому языку (для студентов национальных групп медицинских вузов). Астана, 2012
7. Тексты по русскому языку с лексико-грамматическими заданиями (для студентов национальных групп медицинских вузов). Астана, 2012
Контроль:
1. Пользуясь «Словарем иностранных слов» объясните значение терминов, составьте словосочетания оппонент, полемика, прогноз, перспектива.
2. Сделайте сообщение о новых технологиях в медицине в области гемопатии
Приложение к методической разработке № 33
Грамматический материал.
Публицистический стиль - один из книжных стилей; используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах.
Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды, общественно-политических идей в газетах, журналах, на собраниях, митингах.
Общая форма реализации данного стиля письменный или устный монолог.
|
|
Жанры стиля: публицистическая статья, очерк, выступления, фельетон, репортаж
В публицистическом стиле широко используется помимо нейтральных слов, высокие торжественные слова и фразеологизмы (отчизна, шествовать, стоять, на смерть и др.)
Эмоционально окрашенные слова, междометия, частицы, несложные синтаксические конструкции, восклицания, повтора, риторические вопросы.
В данном стиле употребляются общественно- политические, морально-этические слова и фразеологизмы
(парламент, экономический рост, благотворительность, черное золото и др.)
Стилевые черты – призывность, собирательность, оценочность.
Один из жанров публицистики является репортаж. Репортаж - это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Перед автором репортажа стоит задача рассказать о событии так, чтобы слушатели, читатели как бы увидели его на самом деле.
«Репортаж- это глаза и уши читателя», - сказал об этом жанре лингвист
Г. Я. Солганин.
Центральная часть - рассказ о событии обычно представляет собой тип речи повествования.
Выделяют в репортаже концовку. Содержит оценку события, краткий вывод, к которому автор подводит читателя. В репортаже всегда присутствует личность автора (радость, гордость, сочувствие)
Статья - «объясняющий» жанр публицистики.
Задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности.
По композиции статья не отличается от репортажа и очерка.
По типу речи проблемная статья ни что иное, как рассуждение.
Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения.
Очерк- один из распространенных жанры публицистики. В нем рассказывается о конкретных событиях, о реально существующих людях.
Одним из видов очерка является портретный очерк. Автор рассказывает не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах, увлечениях, взаимоотношениях другими людьми.
Задания по теме:
1.Прочитайте статью известного ученого-физика, академика Н.Семенова. Скажите, какой общественно важный вопрос рассматривается автором. Проявляется ли в тексте личная позиция автора?
Наука будущего, кому предстоит нести ее знамя? Кто они, специалисты, доктора и академики XXI века? Нужна ли вам, сегодняшним студентам, готовить себя к тому, чтобы осуществить планы будущих исследований, проверить наметки будущих открытий?
2.В статью о новых технологиях в медицине найдите оценочные слова и выражения, присущие публицистическому жанру.
3. Запишите словосочетание к следующими словами: проблема, проблемный, комментатор, очерк, очеркист
О ч е р к – один из широко распространенных публицистических жанров.Его темой являетсяобщественный значимый факт. В нем рассказывается о конкретных событиях, о реально существующих людях. От очеркиста требуется глубокое знание того, о чем он собирается писать. Одним из видов очерка является портретный очерк.Его герой – человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свой силы, знание, опыт.
В портретном очерке автор рассказывает не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми.
4.Прочитайте отрывок из очерка об известном хирурге Н.Амосове. Что вам особенно понравилось в личности Амосова? Какие черты характера Амосова вы хотели бы воспитать в себе?
Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. «Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», - пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки. Теперь, пожалуй, редко встретишь человека, который не слышал бы о профессоре Амосове. За долгие годы работы он спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца. В одной лишь хирургий ученый достиг того, на что стоило бы затратить целую жизнь.Но Амосов занимается и литературой. Его книги «Мысли и сердце», «Записка из будущего» выдержали много изданий. А сколько появилось статей в газетах и журналах! А его готовность читать лекций? На его лекций, где бы они не проходили – в Киеве или Москве, в Ленинграде или Новосибирске, - попасть всегда трудно. Ромен Роллан говорил, что нельзя победить раз и навсегда. Побеждать надо ежедневно. По такому закону живет и работает академик Амосов. Каждый день. Каждый час.Однажды его спросили, сколько часов он работает в сутки. Николай Михайлович, не задумываясь ответил: «Сколько нужно»
|
|