Результаты разработки механизма взаимного страхования проектных рисков в порту

Хорошо известно, что программа развития Одесского порта на 2010-2015 гг., состоит из четырех модулей: контейнерный терминал ГПК Украина, контейнерный терминал Бруклин-Киев, сухой порт для контейнеров, прочие инфраструктурные объекты (МСБ).

Реализация этих проектов обусловлена проектными рисками. Проектные риски - это риски, связанные с инвестированием и оперированием ресурсами, необходимыми для реализации проекта. Обычно, в соответствии с контрактом между Оператором и Администрацией порта, большинство рисков несет Оператор, который руководит реализацией проекта и принимает на себя его последствия.

Проектные риски включают: строительные риски, приемо-сдаточные риски, эксплуатационные риски, риски поставки, финансовые риски и социальные риски. Рассмотрим только строительные риски.

Риски, связанные со строительством в проекте подразумевают увеличение непредвиденных расходов или задержку окончания проекта. Задержки строительства также трансформируются в увеличение расходов, принципиальных для оператора, в виде одной из некоторых форм:

- штрафы, которые оператор должен выплатить концессионному руководству, согласно контрактным обязательствам;

- задержка запуска эксплуатационной фазы проекта, приводящая к потере заработка;

- рост промежуточных процентных платежей (проценты, причитающиеся в течение фазы строительства, наиболее часто капитализируются).

Одним из методов защиты от отрицательных последствий невыполнения проекта является использование механизмов страхования. На настоящий момент известно множество видов и схем страхования [7, 8].

Модели взаимного страхования, исследуемые в теории активных систем, описаны в [20]. Рассмотрим кратко основные подходы и результаты. Пусть имеются n страхователей (строительно-монтажных компаний). Результатом деятельности каждого страхователя является случайная величина, принимающая одно из двух значений, соответствующих благоприятной ситуации и неблагоприятной ситуации (страховому случаю). Под страховым случаем будем понимать задержку сдачи объекта в эксплуатацию и в связи с этим потерю доходов.

Вероятность наступления страхового случая у i -го страхователя равна pi и известна «страховщику», которым может являться объединение страхователей (в последнем случае получаем, что все вероятности известны всем страхователям, участвующим во взаимном страховании). Отметим, что рассматриваемая модель непосредственно обобщается на случай любого конечного числа возможных результатов деятельности страхователей.

Пусть один страховщик работает с n страхователями. Обозначим Hi - доход i -го исполнителя в благоприятной ситуации, доход равен нулю при страховом случае, li - страховой взнос, Ri - страховое возмещение, pi - вероятность наступления страхового случая, Ci - затраты. Тогда ожидаемое значение целевой функции i -го исполнителя (1) имеет вид:

(1)

Определим, каким требованиям должен удовлетворять механизм страхования.

1. Система страхования не должна побуждать исполнителя «способствовать» наступлению страхового случая. Это значит, что в благоприятном случае целевая функция исполнителя должна принимать большее значение (2), чем в страховом, то есть

(2)

2. Страхование должно иметь смысл для исполнителя (3), то есть:

(3)

3. Необходимо, чтобы значения целевых функций исполнителей были неотрицательны:

(4)

(5)

4. Страхование должно иметь смысл для страховщика (6), то есть:

(6) Последнее условие означает, что ожидаемые страховые выплаты исполнителям не должны превосходить их суммарных страховых взносов.

Если страховщик, как это часто делается на практике, устанавливает единые для всех условия страхования, то можно ввести норматив α ≥ 0 отчислений в страховой фонд: li = αHi и норматив β ≥ 0 страхового возмещения Ri = βHi.

Целевая функция (f i) отражает годовую прибыль компаний (млн. долл.) с учетом расходов на страхование.

Выводы

При рассмотрении роли страхования в комплексе ЭМОБ на первый план выступает возможность его комплексного взаимодополняющего использования совместно с механизмами снижения риска.

В качестве перспективных направлений исследований механизмов страхования следует в первую очередь выделить разработку методов описания отношения к риску, позволяющего конструктивно описывать модели страхования в сложных (многоэлементных, динамических и т.д.) системах.

Полученные результаты исследования направлены на снижение риска возникновения неблагоприятных и чрезвычайных ситуаций, то есть внешние и внутренние экономические механизмы, направленные на снижение уровня риска, а так же на снижение отрицательных последствий наступления неблагоприятных событий.

Литература

1. Холоденко А. М. Дослідження моделі страхування інвестиційного проекту

[Текст]/ А. М. Холоденко // Методи та засоби управління розвитком

транспортних систем: Зб. наук. праць ОНМУ. – Вип. 1. – Одеса: ОДМУ, 2001. – С.

74-86.

2. Холоденко А. М.Модель страхування у портовому менеджменті [Текст]/ А. М.

Холоденко // Розвиток методів управління та господарювання на транспорті: Зб.

наук. праць ОНМУ. – Вип. 9. – Одеса: ОДМУ, 2001. – С. 43-56.

3. Медведева С. А.Методы оценки рисков, связанных с инвестиционными

проектами создания портовых перегрузочных комплексов [Текст]/ А. С.

Медведева// Методи та засоби управління розвитком транспортних систем: Зб.

наук. праць ОНМУ. – Вип. 11. – Одеса: ОНМУ, 2006. – С. 112-120.

4. Медведева С. А.Методические обоснования целесообразности страхования

некоторых рисков в деятельности стивидорной компании [Текст]/ С.A.

Медведева// Методи та засоби управління розвитком транспортних систем: Зб.

наук. праць ОНМУ. – Вип. 13. – Одеса: ОНМУ, 2008. – С. 120-130.

5. Боу-Торган Д. П. Методы оценки рисков инвестиционных проектов [Текст]: / Д.

П.Боу-Торган// Розвиток методів управління та господарювання на

транспорті:Зб. наук. праць ОНМУ. – Вип. 31. — Одеса: ОНМУ, 2009. – С. 83-92.

6. Омельчук Е. С. Риски в проектах государственно-частного партнерства

транспортной инфраструктуры [Текст]/ Е. С. Омельчук // Розвиток методів

управління та господарювання на транспорті: Зб. наук. праць ОНМУ. – Вип. 39. –

Одеса: ОНМУ, 2012. – С. 44-53.

7. Бурков В. Н. Введение в теорию активных систем [Текст]/ В. Н. Бурков, Д. А.

Новиков. – М.: ИПУ РАН, 1996. – 125 с.

8. Воропаев В. И. Управление проектами в России [Текст] / В. И. Воропаев. – М.:

Аланс, 1995. – 225 с.

9. Батадеев В. А. Страхование имущества предприятий и организаций [Текст]/ В.

А. Батадеев. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 112 с.

10. Сербиновский Б. Ю. Страховое дело [Текст]: учеб. пос./ Б. Ю. Сербиновский, В.

Н. Гарькуша. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. – 375 с. – ISBN: 5-222-00760-Х.

11. Страхование: принципы и практика [Текст]: пер. с англ./ Финансовая академия

при правительстве РФ. – М: Финансы и статистика, 1998. – 414 с.

12. Воблый К. Г. Основы экономии страхования [Текст]/ К. Г. Воблый. – М.:

Анкил, 1993. – 228 с.

13. Ивашкин Е. И. Взаимное страхование [Текст]: дис.... д-ра экон. наук/ Е. И.

Ивашкин. – М.: Российская экономическая академия, 2000. – 87 с.

14. Турбина К. Е. Общества взаимного страхования [Текст]/ К. Е. Турбина. – М.:

Анкил, 1994. – 55 с.

15. Insurance, risk management and public policy [Text]/ Essays in the memory R.I.

Mehr. – Norwell: Kluwer, 1994. – 184 p.

16. Pratt, J. Risk aversion in the small and in the large [Text]/ J. Pratt // Econometric. –

1964. – V. 52, №. 1. – P. 122-136.

17. Shavel S. Risk-sharing and incentives in the principal and agent relationship [Text]/ S.

Shavel// Bell J. of Econ. – 1979. – V. 10, № 1. – P. 55-73.

18. Titarenko, B. “Robust technology” in risk management [Text]/ B. Titarenko//

International Journal of Project Management. – 1996. – Vol. 15, № 1. – P. 11-14.

19. Stiglitz J. Credit rationing in markets with imperfect information 188 Weiss// Amer.

Econ. Rev. – 1981. – № 2, V. 71. – P. 393-409.

20. Бурков В. Н. Как управлять проектами [Текст]: учеб./ В. Н. Бурков, Д. А.

Новиков. М.: Cинтег, 1997. – 188 с. — ISBN 5-86639-029-9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: