С круизными компаниями в современных условиях

© Михайлова Ю.В., Стеба А.А., 2014

Круизный туризм является одним из самых прибыльных, динамично развивающихся видов бизнеса и оказывает существенное влияние на экономику и жизнедеятельность отдельного региона и государства в целом.

С ноября 2013 г. Украина находится в сложной экономической ситуации. Положение ухудшили народные волнения, прокатившиеся по западным и центральным областям в январе-феврале 2014 г. Все это привело к тому, что население Автономной Республики Крым (АРК) заявило о своем праве на самоопределение и провело 17 марта 2014 г. референдум, в результате которого 18 марта 2014 г. был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии Республики Крым в состав России. Так как результаты референдума не были признаны странами Евросоюза, а также Венецианской комиссией и США, Крым получил статус непризнанной территории.

Для Украины важно проанализировать дальнейшее развитие ситуации в транспортной отрасли для того, чтоб в сложившихся условиях выбрать верное направление действий.

Отделение Республики Крым в ближайшем будущем влечет за собой серьезные изменения в части инфраструктуры, а именно:

1) на авиатранспорте: так как полеты на непризнанную государствами-членами IATA территорию приводят к достаточно серьезным санкциям по отношению к авиакомпаниям, то авиасообщение в ближайшее время может прекратиться вплоть до разрешения ситуации с признанием результатов референдума.

2) на ж/д транспорте: в Крыму нет собственного предприятия управляющего железной дорогой, нет достаточного количества локомотивов, ж/д станции на границе с Украиной не имеют достаточного количества путей, оборудования и помещений для проведения таможенного (приграничного) досмотра.

3) на морском транспорте: морские суда, заходящие в украинские порты, чаще всего застрахованы в иностранных страховых компаниях, которые в свою очередь не готовы к курсированию объектов страхования в водах непризнанных территорий, в которых к тому же в любой момент могут начаться военные действия.

Все вышеперечисленные изменения приведут к значительному уменьшению пассажиропотоков в таких крымских портах как Севастополь, Ялта, Керчь, Евпатория, Феодосия (более 50 %). Отсутствие авиасообщения ставит под угрозу сотрудничество Севастопольского и Ялтинского портов с круизными компаниями «Royal Caribbean International» (планировалась организация круизов, в которых базовым портом были Ялта и Севастополь), «Pullmantur», «MSC Cruises», «Holland America Line», «Червона Рута». А дезорганизованная работа ж/д транспорта негативно повлияет на поток туристов из таких стран как Россия, Белоруссия, Казахстан.

Стоит также отметить, что, несмотря на негативную окраску изменений, в более длительном прогнозируемом периоде при организации эффективного правового поля практически все вышеперечисленные трудности могут быть успешно решены. Итогом таких решений будут модернизированная инфраструктура, обновленные и реконструированные порты, новые пассажирские терминалы, возрастающие пассажиропотоки, возобновленные договоры о сотрудничестве с круизными компаниями, увеличение доли российских круизных и туроператоров на рынке Крымского региона.

Хотя круизные операторы официально не меняли маршруты круизов, запланированных на 2014 г., представители таких компаний как «Pullmantur», «Royal Caribbean International», «Costa Cruises», «TUI Cruises» допускают, что возможно будут вынуждены исключить Севастополь и Ялту в 2014 г. в связи со сложившейся экономической и политической ситуацией в регионе. В таких условиях туристические потоки будут направлены в другие порты Черного моря: Одессу, Сочи, Батуми, Стамбул, Бургас и др.

На сегодняшний день круизная компания «Pullmantur» уже заключила договор о сотрудничестве с болгарским портом Бургас, который был полностью обновлен в 2013 г. Компании «MSC Cruises» и «Royal Caribbean International» выбрали Стамбул в качестве начального и конечного порта для части своих маршрутов.

В то же время круизные компании, оперирующие в Черном море, обеспокоены строительством АЭС в Синопе, начало которого планируется правительством Турции совместно с представителями Франции и Японии. Проект строительства новой АЭС хотя и отвечает всем новейшим стандартам безопасности, но повышает экологический риск в регионе. Особенно если учитывать, что Турция является зоной чрезвычайно высокой сейсмической активности, а Япония уже имеет негативный опыт чрезвычайно долгой и дорогостоящей ликвидации последствий аварии на АЭС «Фукусима».

Таким образом, в сложившихся условиях Одесса остается единственным морским круизным портом Украины. Новому правительству Украины необходимо действовать, исходя из ситуации в регионе, и постараться привлечь пассажиропотоки в Одесский порт. Для этого необходимо обеспечить благоприятные условия для иностранных инвестиций. В первую очередь необходимо обратить внимание на инвесторов из среды круизных компаний и туристических фирм, которых интересует обновление морского пассажирского вокзала, реконструкция пассажирских причалов. Например, компания «Royal Caribbean International» заинтересована в сотрудничестве и готова обсудить вопрос реконструкции существующих причалов или постройки нового на условиях концессионного соглашения.

В рамках сотрудничества представителям Одесского морского торгового порта, АМПУ и предприятий сферы услуг, действующих в регионе, следует выступить инициаторами и провести ряд деловых встреч с представителями круизных компаний, которые уже знакомы с регионом и ранее выражали свою заинтересованность в сотрудничестве с Одесским портом: «Azamara Club Cruises», «Pullmantur», «MSC Cruises», «V. Ships Leisure», «Carnival Cruise Line», «Holland America Line», «Royal Caribbean International». Необходимо официально заверить их в безопасности организации круизов по Черному морю и судозаходов в Одессу в 2014 г. Письма с такими заверениями были направлены многим круизным компаниям от имени АМПУ и Департамента культуры и туризма Одесского городского совета.

Кроме того необходимо рассмотреть правовые основы создания в Одесском регионе туристической особенной экономической зоны на базе Куяльницького лимана и единого туристического информационного центра.

Немаловажным аспектом в привлечении туристов, и как следствие укрепление сотрудничества с круизными компаниями, является совершенствование системы государственного регулирования и налогообложения: в рамках создании туристической особенной экономической зоны в Одесском регионе можно рассмотреть вопросы льготного налогообложения для юридических лиц-резидентов, предоставления скидок на оплату подключения и пользования коммуникациями. Непосредственно в порту следует пересмотреть величины портовых сборов и плат для круизных судов: разработать более гибкую систему скидок и льгот.

В рамках международного сотрудничества необходимо активизировать работу на международных форумах, конференциях, выставках, посвященных круизному и туристическому бизнесу. Примером таких мероприятий может служить Генассамблея Ассоциации Средиземноморских круизных портов «MedCruise». Проведение 47-й Генассамблеи «MedCruise» запланировано на 2015 г. в Одессе.

Также необходимо обратить внимание на кадровый потенциал: организовывать при поддержке АМПУ и Департамента культуры и туризма встречи представителей круизных компаний и туроператоров со студентами ВУЗов региона. В 2014 г. в Одессе на базе Одесской национальной морской академии создан «Центр компетенций», целью которого является исследование состояния местной круизной инфраструктуры, повышение уровня квалификации специалистов отрасли и разработка предложений по наиболее востребованным туристическим продуктам. Одним из уже реализуемых предложений «Центра компетенций» является организация курсов повышения квалификации экскурсоводов в Одессе. Финансирование «Центра компетенций» осуществляет Еврокомиссия, а сотрудничество с ВУЗами региона обеспечивается в рамках проекта «Темпус».

Таким образом, можно сделать вывод, что, не смотря на сложившиеся современные условия, есть все основания прогнозировать укрепление взаимоотношений Одесского порта с круизными компаниями и развитие круизного судоходства. Однако стоит отметить, что такие перспективы возможны только при грамотном государственном регулировании и тесном сотрудничестве администрации Одесского порта, Одесской областной администрации с субъектами круизного бизнеса при привлечении к сотрудничеству ВУЗов региона. Сотрудничество крымских портов с круизными операторами пока находится под вопросом.

Литература

1. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика

туризма/Г.А. Папирян.- М.: Финансы и статистика, 2000. – 208 с.

2. Украинское национальное информационное агентство «Укринформ», режим

доступа: http://www.ukrinform.ua/, 2014 г.

3. Association of Mediterranean Cruise Ports. MEDCRUISE 2013/14 Yearbook. «Seatrade

Cruise Review»: Colchester, Essex CO1 1RB UK

4. Пресс-центр АМПУ ГП «ОМТП», режим доступа:

http://www.port.odessa.ua/index.php/ru/press-tsentr, 2014 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: