Поэмы Абая

В творческом наследии Абая есть поэмы «Искандер», «Масгут», «Азим». Эти поэмы внесли много нового в развитие лироэпического жанра в казахской литературе. Внешне поэмы Абая напоминают образцы поэзии, распространенной на Востоке, в духе литературной традиции — на-зиры (разработка или продолжение темы, воспетой предшественниками). Но идейно-художественное содержание произведений Абая выходит за рамки назиры: здесь великий поэт независим от восточных образцов. Кроме восточных произведений об Искандере. Абай тщательно изучал историческую литературу о греческом полководце. В начале поэмы сообщается, что Искандер был сыном царя Филиппа, «Македония скипетр ему дала», в двадцать один год он «вступил на трон». Мечтая о славе, Искандер покорил много стран, принес рабство многим народам. В описании Абая Искандер таков: Много крови в моря и реки он влил. Без счета невинных на смерть осудил. Осталась недобрая память навек. О кровавых делах, что он совершил. Дальнейшее описание походов завоевателя еще глубже раскрывает его отрицательные черты. Искандер беспощаден, кровожаден и зол. Даже страдания от зноя и жажды, без капли воды в бесплодной пустыне не могут заставить его отказаться от злодейских помыслов, от погони за богатством и «безмерной славой». В походе Искандер достигает грозной высокой горы, где в ущелье стоят золотые ворота. Сторож дает разгневанному полководцу сверток. Там лежит глазничная кость человека. Смысл и значение глазничной кости, перетягивающей все золото на весах, разгадывает «мудрейший из мудрецов», «древнейший из мудрецов»— Аристотель. Глазничную кость могла перетянуть лишь горсть земли. Вот смысл этого: Ненасытность глаз у иных велика. Все им мало, коль мир весь держит рука. Но умрут они — и для мертвых их глаз. Алмаз и сапфир не ценнее песка. Так осуждаются поэтом завоевательные походы Искандера, насилие его над народами, его алчность, любовь к славе, жестокость. В другой поэме «Масгут» Абай высказывает горькую мысль о том, что невежество пагубно действует на людей, губит все светлое и доброе. Над Багдадом прошел «зловредный» дождь, который всех сводит с ума. Безумная толпа заставляет разумного Масгута и халифа пить вместе с ней вредоносную воду — и они тоже стали безумными. Вот пример, как всесильна глупость порой. Не пускай свой ум по дороге чужой. Не много хорошего приобретешь. Слепо следуя за безумной толпой.
Так, с болью в сердце, с тревогой в душе пишет Абай о болезни времени — о пагубном, разрушительном влиянии невежества и глупости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: