ТЕКСТ 14. мано буддхир аханкараш читтам итй антар-атмакам

мано буддхир аханкараш читтам итй антар-атмакам

чатурдха лакшйате бхедо вриттйа лакшана-рупайа

манах - ум; буддхих - интеллект; аханкарах - эго; читтам - сознание; ити - так; антах-атмакам - внутренние, тонкие чувства; чатух-дха - существуя в четырех аспектах; лакшйате - увидеть; бхедах - разницу; вриттйа - по их функциям; лакшана-рупайа - представляющих различные качества.

Внутренние тонкие чувства проявляются в четырех формах: в виде ума, интеллекта, эго и оскверненного сознания. Различить их можно только по их функциям, ибо каждый из них проявляет себя по-разному и характеризуется различными признаками.

КОММЕНТАРИЙ: Перечисленные в этом стихе четыре внутренних, или тонких, чувства различают по проявляемым ими качествам. Когда чистое сознание живого существа осквернено материей и оно отождествляет себя с телом, о нем говорят, что оно находится под властью ложного эго. Сознание является функцией души, поэтому за сознанием всегда скрывается душа. Сознание, омраченное материальной скверной, называют аханкарой.

ТЕКСТ 15

этаван эва санкхйато брахманах са-гунасйа ха

саннивешо майа прокто йах калах панча-вимшаках

этаван - столько; эва - лишь; санкхйатах - перечисленные; брахманах - Брахмана; са-гунасйа - материальными качествами; ха - поистине; саннивешах - устроено; майа - Мной; проктах - называют; йах - который; калах - временем; панча-вимшаках - двадцать пятый.

Все это называют Брахманом, наделенным качествами. Связующий фактор, называемый временем, считается двадцать пятым материальным элементом творения.

КОММЕНТАРИЙ: Веды утверждают, что не существует ничего, кроме Брахмана. Сарвам кхалв идам брахма (Чхандогья-упанишад, 3.14.1). В «Вишну-пуране» также сказано: все, что мы видим вокруг, является парасйа брахманах шактих, иначе говоря, все мироздание представляет собой проявление энергии Высшей Абсолютной Истины, Брахмана. Когда Брахман соединяется с тремя гунами: благостью, страстью и невежеством, - возникает материальное проявление, которое иногда называют сагуна-Брахманом и которое состоит из двадцати пяти материальных элементов. В ниргуна-Брахмане, не оскверненном соприкосновением с материей, то есть в духовном мире, не существует гун страсти и невежества. Там царит чистая, беспримесная благость. Философия санкхьи учит, что сагуна-Брахман состоит из двадцати пяти элементов, к числу которых относится также фактор времени (прошлое, настоящее и будущее).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: