Слово «трика» переводится как «триада». Это может показаться странным, но для того, чтобы лучше понять воззрение абсолютной недвойственности (парадвайта) нужно прежде всего немного разобраться с принципом троичности.
Все мы живем в мире, который на видимом уровне состоит из субъектов, объектов и различных взаимоотношений между ними. Это вечный троичный принцип нашего существования. Мир каждого отдельного живого существа, созданный силами майи, можно символически изобразить в виде некоего треугольника, состоящего из трех элементов:
субъект познания (санскр. прамата),
метод познания (санскр. прамана) и
объект познания (санскр. прамея).
Абхинавагупта в своем знаменитом тексте Паратришика-виварана утверждает, что все в этой проявленной вселенной состоит из триад. При этом он, как и другие мастера Трики, рассматривает Шиву, Шакти и нару («нара» — индивидуум, связанный субъект) в качестве некой универсальной базовой триады. Шива выступает здесь в качестве высшего Субъекта познания, энергии Шакти обеспечивают саму возможность такого познания, а объектом познания является мир, образованный в результате действий ограничивающих сил майи.
Энергии Шакти в свою очередь также подразделяются на три основные вида:
Пара-шакти,
Парāпара-шакти и
Апара-шакти.
За счет действий Апара-шакти и Парāпара-шакти формируются те самые ограничения, которые мы называем силами майи. Точнее говоря, они формируют анава-малу, майя-малу и карма-малу.
Энергии Апара-шакти приводят к духовной деградации существ и ведут к страданиям. Интересно отметить, что слово «апара» переводится также как «чрево» или «матка», что символизирует принцип бесконечного сансарного рождения. Пара-шакти — это такие силы Господа, которые способны освобождать живых существ из сансарного плена, а Парāпара-шакти — это силы удерживающие на сансарическом уровне (вызывающие привязанности различного рода) и заставляющие пожинать плоды совершаемых поступков. Они управляют также законом кармы.
Используя другой терминологический ряд, мы можем говорить также о том, что энергии Шакти состоят из следующей триады:
Иччха-шакти, Джняна-шакти и Крия-шакти.
Иччха-шакти — это абсолютно свободная (санскр. сватантра) воля Господа, которая, в соответствии с учениями Трики, является единственной причиной всего проявленного мира. Эта воля соотносится с Пара-шакти. Джняна-шакти — это способность познавать, а Крия-шакти — способность действовать. Крия-шакти соотносится с Апара-шакти. При более внимательном анализе этих разновидностей Шакти, можно сделать важный вывод о том, что лишь воля Господа (Иччха-шакти) обладает способностью освобождать существ из сансары.