Показатель | Частота обследования |
Самоконтроль гликемии | В дебюте заболевания и при декомпенсации – ежедневно несколько раз в сутки! В дальнейшем в зависимости от вида сахароснижающей терапии: - на интенсифицированной инсулинотерапии: ежедневно не менее 3-4 раз - на пероральной сахароснижающей терапии и/или базальном инсулине: не менее 1 раза в сутки в разное время + 1 гликемический профиль в неделю - на диетотерапии: 1 раз в неделю в разное время суток |
НbА1с | 1 раз в 3 месяца |
Общий анализ крови | 1 раз в год |
Общий анализ мочи | 1 раз в год |
Микроальбуминурия | 2 раза в год |
Биохимический анализ крови (белок, холестерин, Х-ЛПВП, Х-ЛПНП, триглицериды, билирубин, АСТ, АЛТ, мочевина, креатинин, калий, натрий) | 1 раз в год |
Контроль АД | При каждом посещении врача |
ЭКГ | 1 раз в год |
ЭКГ (с нагрузочными тестами при наличии > 2 факторов риска) | 1 раз в год |
Консультация кардиолога | 1 раз в год |
Осмотр ног | При каждом посещении врача |
Осмотр мест инъекций инсулина | При каждом посещении врача |
Осмотр офтальмолога (офтальмоскопия с широким зрачком) | 1 раз в год, по показаниям – чаще |
Консультация невролога | 1 раз в год |
Рентгенография грудной клетки | 1 раз в год |
При появлении признаков хронических осложнений СД, присоединении сопутствующих заболеваний, появлении дополнительных факторов риска, вопрос о частоте обследований решается индивидуально.
|
|
8. ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ СД
1. Обучение больных СД является интегрирующим компонентом лечебного процесса. Оно должно обеспечивать больных знаниями и навыками, способствующими достижению конкретных терапевтических целей.
2. Обучающие мероприятия следует проводить со всеми больными СД от момента выявления заболевания и на всем его протяжении. Цели и задачи обучения должны быть конкретизированы в соответствии с актуальным состоянием пациента.
3. В школу диабета направляются больные, не проходившие обучения (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение (на повторные циклы) для поддержания уровня знаний и мотиваций.
4. Обучение может проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группах больных.
5. Для группового обучения используются специально разрабатываемые структурированные программы, адресованные конкретному контингенту больных (см. ниже). Оптимальное количество больных в группе – 5-7. Групповое обучение требует отдельного помещения, в котором может быть обеспечена тишина и достаточное освещение.
6. Индивидуальное обучение может проводиться с любым пациентом. Кроме того, оно показано некоторым особым категориям (см. ниже), а также желательно у детей и беременных женщин с СД. В ряде случаев к процессу обучения желательно привлекать родственников больных или их доверенных лиц.
|
|
ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ | |
ГРУППОВОЕ | ИНДИВИДУАЛЬНОЕ |
По специализированным структурированным программам для конкретного контингента больных: - СД 1 типа - СД 2 типа, не получающих инсулин - СД 2 типа на инсулинотерапии - СД 2 типа с сопутствующей артериальной гипертонией - детей с СД и их родителей | Для отдельных категорий больных: - впервые выявленным СД 1 типа - с выраженными стадиями осложнений СД - с тяжелыми сопутствующими заболеваниями - с существенными ограничениями в физической и умственной деятельности |
7. Содержание обучающих программ должно соответствовать принятым стандартам диагностики и лечения СД, а их структура – учитывать основные принципы педагогики. Программы подразумевают строго практическую направленность и доступность для восприятия.
8. Школы больных диабетом создаются на базе поликлиник, стационаров и консультативно-диагностических центров по территориальному принципу из расчета 1 школа на 1.5 - 2 тысячи больных СД.
9. Техническое оснащение.
· Доска школьная или маркерная.
· Глюкометры и тест-полоски.
· Образцы препаратов и средства введения инсулина.
· Доступные наглядные пособия (плакаты, карточки с изображением продуктов).
· Весы для взвешивания продуктов.
10. Обучение больных проводится специально подготовленными медицинскими работниками: эндокринологом (диабетологом), медицинской сестрой. При наличии возможности желательно участие клинического психолога и /или психотерапевта.