Содержание и форма. Любое классическое произведение представляет собой единство (и совершенство) содержания и формы

Любое классическое произведение представляет собой единство (и совершенство) содержания и формы. Содержание – мысли, идеи, чувства, заложенные в произведении. Форма – способ воплощения этих идей, все средства выразительности, используемые автором. Следует помнить, что понятие «форма» употребляется в двух смыслах – обиходном (форма-схема), или в философском, подразумевающем все компоненты музыкального языка использованные в произведении. Схемы (рондо, соната и др.) повторяются многократно, форма же в философском смысле – в каждом произведении своеобразна и неповторима. Если несовершенна форма – содержание не получает достойного выражения, остаётся «вещью в себе», если «пусто» содержание – форма становится ничего не выражающей схемой. Т.о. в законченном произведении оба компонента «первичны». Говорить о первичности содержания (такое встречается в старых учебниках) можно только в отношении исторического процесса – новые потребности содержания (расширение образной сферы музыки) вело за собой возникновение новых форм. Например, Бетховен искал (и нашёл) новые средства для выражения революционной героики, неведомые ранним венским классикам. Или – огромное расширение образной сферы музыки в романтическую эпоху повлекло кардинальное изменение всех компонентов формы. Это относится и к композиторскому творчеству: вначале возникает мысль (идея, образ), а затем она «отливается» в соответствующую форму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: