3. Несмотря на высокую актуальность и политическую деликатность темы преступности и уголовного правосудия, национальные статистические управления часто почти не принимают участия в усилиях по совершенствованию и обеспечению функционирования систем уголовной статистики. Так же, как и другие отрасли статистики (например, статистика здравоохранения или образования), статистика преступности традиционно ведется на основе данных административного учета, регистрируемых такими основными структурами, как полиция, прокуратура, суды, тюрьмы и другие учреждения. Данные статистики преступности сильно зависят от национальных систем уголовного правосудия, которые устанавливают состав преступлений и определяют круг учреждений, отвечающих за поддержание правопорядка и уголовное правосудие. Эти данные представляют собой побочный продукт, который образуется в результате применения сложных процедур, установленных государством в целях отправления правосудия по уголовным делам и обеспечения надлежащего учета данных о характере совершаемых преступлений, а также личности преступника и жертвы, в системе уголовного правосудия. Как правило, при разработке систем регистрации преступлений вопросы статистических потребностей занимают далеко не главное место и, таким образом, для того чтобы обеспечить подготовку высококачественных статистических данных на основе этих систем, необходимо решить ряд проблем. Данные административного учета преступности отражают не только основополагающие тенденции и характерные особенности преступности, но и степень эффективности различных соответствующих государственных учреждений. Среди всех видов данных статистики преступности, подготавливаемых на основе данных административного учета, данные полиции обычно представляют собой наиболее точную аппроксимацию фактических масштабов преступности, а данные органов уголовного правосудия (прокуратуры, судов, пенитенциарных учреждений и т.д.) дают представление об используемых государством методах борьбы с преступностью и степени их эффективности. Во всех случаях данные, полученные от систем уголовного правосудия, отражают лишь те преступления, которые были выявлены или о которых было сообщено властям, тогда как невыявленные преступления или преступления, о которых не было заявлено властям, остаются за рамками учета.
|
|
4. В последнее время одним из главных инструментов статистики преступности стали обследования виктимизации. Такие обследования представляют собой ценный метод сбора информации по ряду весьма существенных аспектов, которые не охватывают данные административного учета. Речь идет о таких аспектах, как характеристики жертв преступлений, последствия преступлений для пострадавших, представления о преступности и отношение к полиции и другим структурам. Кроме того, обследования виктимизации позволяют охватить часть преступлений, о которых не сообщается в полицию и которые, следовательно, не учитываются в данных административного учета. Таким образом, обследования виктимизации могут помочь получить более полное представление о масштабах и характере преступности в стране. В некоторых странах эти обследования проводятся в рамках регулярных программ национальных обследований и считаются ценным механизмом для сбора контрольных данных о преступности и разработки обоснованной политики в области уголовного правосудия, а в других странах они осуществляются местными органами власти, неправительственными организациями (НПО) или научно-исследовательскими институтами и оказывают лишь ограниченное воздействие на ведущие национальные стратегические программы борьбы с преступностью.
|
|
5. Поскольку сбор статистических данных о преступности является результатом деятельности сложной системы, в которой задействовано множество субъектов и источников данных, необходимо, чтобы национальные статистические управления принимали более активное участие в совершенствовании и обеспечении функционирования согласованной и всеобъемлющей системы статистики преступности и уголовного правосудия. Ниже приводится краткое описание основных функций национальных статистических управлений.
6. Координация. Национальные статистические управления как координационные механизмы национальных статистических систем часто имеют наиболее широкие возможности для выполнения институционального мандата на координацию взаимодействия статистических органов различных учреждений (в частности полиции, прокуратуры, судов и пенитенциарных учреждений). К числу основных аспектов такой координации могут относиться: a) разработка стандартных статистических определений и концепций, которые должны применяться во всех учреждениях; b) разработка более совершенной статистической методологии; c) оказание технической поддержки отдельным учреждениям; и d) распространение сводной статистики преступности, подготовленной на основе данных, полученных от разных учреждений и из разных источников. Координирующая роль национальных статистических управлений имеет еще большее значение в тех странах, где сфера полномочий органов по борьбе с преступностью и органов уголовного правосудия четко разграничена между различными уровнями: как правило, уровнем штата и федеральным уровнем. В этих случаях работа по сбору данных административного учета ведется обычно сообразно компетенции конкретных учреждений (на уровне штата и на федеральном уровне), что еще больше затрудняет задачу подготовки сводных данных по всей стране.
7. Повышение стандартов качества. Информация, основанная на статистике преступности, может иметь серьезные политические последствия; поэтому сбор, анализ и распространение данных о преступности должны отвечать самым высоким стандартам качества. Важными характеристиками являются профессиональная независимость, прозрачность, конфиденциальность статистических данных, беспристрастность и объективность. Хотя эти характеристики присущи не только национальным статистическим управлениям, эти управления могут играть важную роль в информационно-пропагандистской работе и, когда это необходимо, в укреплении тех компонентов других учреждений, которые отвечают за качество подготовки данных административного учета. Активизируя свою работу по сбору, стандартизации и распространению данных, подготовленных всеми соответствующими учреждениями, национальные статистические управления могут более эффективно следить за соблюдением стандартов при распространении данных и обеспечивать, чтобы подготовка и распространение этих данных осуществлялись вне рамок политического процесса.
|
|
8. Проведение обследований виктимизации. Директивные органы все более широко признают значение обследований виктимизации, которые в настоящее время являются в некоторых странах основным источником информации для контроля за реализацией стратегий борьбы с преступностью. Обследования виктимизации проводятся во многих странах и в разных формах: в рамках национальных статистических систем или как часть научно-исследовательских программ; на всей национальной территории или только в отдельных городах или сельских районах; регулярно или на разовой основе. Национальные статистические управления все чаще принимают участие в обследованиях виктимизации, выступая либо в роли главного ответственного учреждения, определяющего содержание, методику и процедуры проведения обследования, либо в роли «местного» учреждения, определяющего лишь процедуры проведения. Несмотря на растущую роль обследований в формировании общего представления о преступности, во многих странах обследования вик-тимизации по-прежнему проводятся за рамками национальных статистических систем. Национальные статистические управления могут играть более активную роль в интеграции этих обследований в регулярную программу обследований, осуществляемую в рамках официальной статистики. В зависимости от структуры национальных статистических систем национальные статистические управления могут сотрудничать с основными учреждениями, научно-исследовательскими институтами и организациями гражданского общества и вносить свой вклад в различных формах: от предоставления технических консультаций и разработки эффективных методологий до активного подключения к ведению информационно-пропагандистской работы и проведения обследований виктимизации. Как координаторы в области официальной статистики национальные статистические управления должны также активно обеспечивать, чтобы при разработке ключевых статистических программ учитывалась необходимость проведения обследований виктимизации. Рассмотрение возможности использования обследований для сбора данных о преступности в более широком контексте выполнения национальных планов статистической деятельности позволяет добиваться большей гибкости и эффективности и, например, дает возможность в надлежащих случаях включать в модули виктимиза-ции существующие обследования. Сейчас в некоторых странах, таких как Австралия, Канада, Мексика, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Чили, институционализировано ежегодное проведение в рамках официальной статистики регулярной программы обследований виктимизации. Во многих других странах обследования виктимизации проводятся в рамках официальной статистики с более длительным интервалом (например, каждые пять лет) или на разовой основе. Согласно реестру обследований виктимизации, подготовленному Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности и Европейской экономической комиссией (ЕЭК) под эгидой Конференции европейских статистиков (КЕС) по 56 государствам — членам ЕЭК в 2006 году, за последние три десятилетия 23 страны провели специальные обследования виктимизации, а еще в 16 странах модуль виктимизации был добавлен в существующие обследования. По мере все более широкого распространения практики проведения обследований виктимизации все сильнее становится желание использовать их результаты для целей международного сопоставления.
|
|
Вставка 1 Инициативы, разработанные в целях стандартизации обследований виктимизации | ||
Название программы | Описание | Примечание/дополнительная информация |
Международное обследование преступности и виктимизации | Методика международного обследования преступности и виктимизации была разработана в 1987 году и предусматривает использование стандартного вопросника и унификацию определений и методологии проведения обследований. Эта методика первоначально предназначалась для развитых стран, однако после подключения Международного научно-исследовательского института Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия и Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности обследования стали все чаще проводиться в развивающихся странах. К 2006 году более чем в 70 странах было проведено по крайней мере по одному обследованию. | http://en.wikipedia.org/wiki/The_International _Crirne_Victirris_Survey |
Обследование условий безопасности Европейского союза | В ходе обследований условий безопасности Европейского союза, координируемого Евростатом, ставится задача проведения в 2013 году во всех 27 государствах-членах, а также в других европейских странах полностью согласованного обследования виктимизации в регионе Европейского союза | http://arno.uvt.nl/show.cgi?fid=113047 |
Региональная система стандартных показателей личной и коллективной безопасности граждан | Проект «Региональная система стандартных показателей личной и коллективной безопасности граждан» координируется институтом Сисальва при университете Кали (Колумбия) и осуществляется при поддержке Межамериканского банка развития. Около 15 стран Центральной и Южной Америки и Карибского бассейна, принимающие участие в этом проекте, разработали основной модуль для проведения обследования. | http://bprindicadoresbid.univalle.edu.co/ proyect.html. |
Название программы | Примечание/ дополнительная информация | |
Подготовленное Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности и Европейской экономической комиссией Руководство по проведению обследований виктимизации | В подготовленном Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности и Европейской экономической комиссией Руководстве по проведению обследований виктимизации перечисляются ключевые темы, которые должны охватываться обследованиями виктимизации, и излагаются рекомендации по всем аспектам, связанным с проведением таких обследований: от разработки до распространения и анализа данных | http://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/Manual-on-victim-surveys.html |