Исторический процесс

- закономерное и последовательно чередование явлений, котороевключает в себя исследованием явлений, начиная с возникновения, анализа тенденций последующегоразвития и современного этапа. Прошлое и настоящее людей неразрывно связаны, в определенной степениопределяя будущее. В обществе (как и в природе) имеются определенные причинно-следственныеотношения, которые приводят к соответствующим изменениям социальных явлений. Старые общественныеотношения мешают развитию общества и поэтому замещаются более прогрессивными отношениями.История во многом случайна, и прогресс в истории скорее возможен, чем необходим. Свобода человека вистории не исчерпывается осознанной необходимостью, скорее - это осознанная возможность сохранитьценности людей: право, справедливость, труд, творчество, свободу и др. Периодизация мировой историидается археологией, разделяющей ее на палеолит, мезолит, неолит, бронзовый век и железный век,обозначающие основные этапы прогресса материальной культуры. Историкисоциологи берут за основуконкретных периодизаций общую модель развития общества, проходящего на своем пути три основныхэтапа: первобытный строй, феодализм, буржуазное общество. У Маркса эта модель усложняется: переход отпервичной формации общества осуществляется по трем направлениям, общество-деспотия с азиатскимспособом производства, республика-полис греков и римлян, феодализм,эпоха капитализма. Вмодернистских концепциях XIX в. в истории выделяется два этапа - традиционное общество и современноеобщество, грань между которыми фиксируется индустриальной революцией конца XVIII - начала XIX века(выделяется также постиндустриальное общество, то есть постсовременность).

19) Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.Одна из точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Человек рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.
Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие свободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: