Предисловие. Введение Крах больших надежд и новые альтернативы

Эрих Фромм

Иметь или быть

Начало формы

Оглавление

Предисловие

Введение
Крах больших надежд и новые альтернативы

Конец одной иллюзии

Почему не оправдались Большие Надежды

Экономическая необходимость изменения человека

Существует ли какая-либо альтернатива катастрофе?

Часть первая
Понимание различия между обладанием и бытием

Глава I
Первый взгляд на проблему

Значение различия между обладанием и бытием

Разные поэтические примеры

Идиоматические изменения

Давние наблюдения

Современное словоупотребление

Происхождение терминов

Философские концепции бытия

Обладание и потребление

Глава II
Обладание и бытие в повседневной жизни

Обучение

Память

Беседа

Чтение

Власть

Обладать знанием и знать

Вера

Любовь

Глава III
Принципы обладания и бытия в Ветхом и Новом заветах и в сочинениях Мейстера Экхарта

Ветхий завет

Новый завет

Мейстер Экхарт (ок. 1260-1327)

Концепция обладания у Экхарта

Концепция бытия у Экхарта

Часть вторая
Анализ фундаментальных различий между двумя способами существования

Глава IV
Модус обладания -- что это такое?

Основа модуса обладания -- общество приобретателей

Природа обладания

Обладание -- Сила -- Бунт

Еще несколько факторов, на которых основана ориентация на обладание

Принцип обладания и анальный характер

Аскетизм и равенство

Экзистенциальное обладание

Глава V
Что такое модус бытия?

Быть активным

Активность и пассивность

Как понимали активность и пассивность великие мыслители

Бытие как реальность

Стремление отдавать, делиться с другими, жертвовать собой

Глава VI
Другие аспекты обладания и бытия

Безопасность -- опасность

Солидарность -- антагонизм

Радость -- удовольствие

Грех и прощение

Страх смерти -- утверждение жизни

Здесь и сейчас -- прошлое и будущее

Часть третья
Новый человек и Новое общество

Глава VII
Религия, характер, общество

Основы социального характера

Социальный характер и социоструктура общества

Социальный характер и "религиозные потребности"

Является ли западный мир христианским?

"Индустриальная религия"

"Рыночный характер" и "Кибернетическая религия"

Гуманистический протест

Глава VIII
Условия изменения человека и черты нового человека

Новый Человек

Глава IX
Черты нового общества

Новая наука о человеке

Существуют ли реальные шансы создать новое общество?

Предисловие

В этой книге я вновь раскрываю две главные темы, рассматриваемые мной в предыдущих работах. Я, во-первых, продолжаю исследования в области радикально-гуманистического психоанализа, обращая особое внимание на анализ эгоизма и альтруизма - двух основных ориентации характера. В третьей части книги, я продолжаю развивать тему, которая была затронута в книгах "Здоровое общество" и "Революция надежды", а именно: кризис современного общества и возможные пути его преодоления. Конечно, вполне вероятно, что я буду повторять некоторые высказанные ранее мысли, однако, как мне кажется, новая точка зрения, положенная в основу этой работы, а также то, что я расширил в ней рамки своих прежних концепций, послужат компенсацией даже для тех, кто знаком с моими предыдущими работами.

Название данной книги почти совпадает с названием двух ранее вышедших книг: "Быть и иметь" Габриеля Марселя и "Обладание и бытие" Бальтазара Штеелина. Все эти книги проникнуты духом гуманизма, однако подход к проблеме в них совершенно разный. Так, Марсель рассматривает ее с теологической и философской точек зрения; книга Штеелина -- это конструктивное обсуждение материализма в современной науке и своеобразный вклад в Wirklichkeitsanalyse1; данная же книга содержит эмпирический психологический и социальный анализ двух способов существования. Я рекомендую книги Марселя и Штеелина тем, кто серьезно интересуется данной темой. (До недавнего времени я не знал, что издан английский перевод книги Марселя, и читал прекрасный перевод, сделанный Беверли Хьюзом специально для меня. Но в Списке литературы я указал изданную книгу.)

Чтобы упростить чтение книги, я свел к минимуму число подстрочных примечаний и их объем. Полные названия книг, ссылки на которые в тексте взяты в скобки, приведены в Списке литературы.

Наконец хочу выполнить приятную обязанность и выразить признательность тем, кто оказал мне помощь в улучшении содержания и стиля данной книги. В первую очередь Райнеру Функу: наши продолжительные беседы дали мне возможность глубже понять тонкости христианской теологии; он безотказно снабжал меня рекомендациями по теологической литературе; кроме того, он прочитал рукопись несколько раз, и его блестящие конструктивные предложения и критические замечания помогли мне улучшить ее и устранить некоторые неточности. Я благодарю Марион Одомирок, чье тщательное редактирование во многом улучшило эту книгу. Я хочу поблагодарить также Джоан Хьюз, с терпением и добросовестностью печатавшую все многочисленные варианты рукописи и внесшую при этом несколько удачных предложений по совершенствованию языка и стиля книги. И наконец, я хотел бы выразить свою признательность Анни Фромм, которая прочитала несколько вариантов рукописи и каждый раз вносила много ценных идей и предложений.

Э. Ф.
Нью-Йорк, июнь 1976

1 Анализ действительности (нем.). (Прим. перев.)

Действовать -- значит быть.
Лао-Цзы

Люди должны думать не столько
о том, что они должны делать,
сколько о том, каковы они суть.
Мейстер Экхарт

Чем ничтожнее твое бытие,
чем меньше ты проявляешь свою жизнь,
тем больше твое имущество,
тем больше твоя отчужденная жизнь...
Карл Маркс

Введение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: