1. Круг субъектов, имеющие право входить в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании, строго ограничен. Кроме того, в данный перечень не включен сам Конституционный Суд, то есть он не может давать толкование Конституции по своей собственной инициативе;
2. Ч. 2 ст. 36 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» содержит положение, в соответствии с которым основанием рассмотрения дел о толковании выступает неопределенность в понимании положений Конституции. Данное положение косвенно связано с допустимостью запроса;
3. Конституционный Суд рассматривает исключительно вопросы права (ст. 3 ФКЗ);
4. Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении (ч.3 ст. 74);
5. Решения Суда (как официального нормативного, так и официального казуального толкования) не должны друг другу противоречить – принцип системности.
6. Ключевую роль играют гл. 1, 2 и 9 Конституции (из этих положений вытекает и требование системности, и принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, и принцип разделения властей и др.) [3];
|
|
7. Согласно ст. 48 ФКЗ «О Конституционном Суде»: «Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный Суд Российской Федерации может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета». Иными словами, в случае, если в запросе об одновременном толковании нескольких конституционных положений последние неразрывно не связаны между собой и не имеют единого предмета правового регулирования, Конституционный Суд так же не признает запрос допустимым.
Факт №7
Отсутствие законодательного регулирования данного вопроса дало возможность самому Конституционному Суду устанавливать критерии допустимости запроса, исходя из смысла Конституции РФ, ФКЗ «О Конституционном Суде» и принципа «разумной целесообразности».