национальный меньшинство испания автономия
На протяжении большей части XIX века и начала XX века Испания была конституционной монархией. После отречения короля Альфонса XIII в 1931 году была основана Вторая республика, просуществовавшая до начала Гражданской войны в 1936 году. В годы Второй республики Каталония впервые получила автономный статус, однако воспользоваться им не смогла в связи с началом Гражданской войны. В Стране басков после победы Народного фронта в 1936 году был создан автономный район. С падением республики в 1939 году Страна басков была лишена самоуправления. В 1931 году была принята Конституция Испанской республики, которая провозгласила всеобщее избирательное право для лиц обоего пола (с 23 лет) и демократические свободы.
Франкистский режим утвердился в Испании в результате кровопролитной, разрушительной гражданской войны 1936-1939 годов. О ее трагических последствиях для Испании убедительно говорят такие цифры: около 1 млн. человек погибло в ходе войны; не менее 500 тысяч испанцев были вынуждены покинуть родину, спасаясь от мести победителей. В период военной диктатуры были запрещены независимые политические партии и профсоюзы, и действовала официальная государственная партия «Испанская фаланга», позже переименованная в «Национальное движение». Свободные выборы не проводились, а однопалатный парламент – Кортесы – располагал ограниченными полномочиями.
|
|
При Франко были упразднены автономии Каталонии и Басконии, ликвидированы институты регионального и местного самоуправления, запрещены национальные и региональные партии и организации. Административное делопроизводство, судопроизводство, церковная служба, образование, книгоиздательство и т.д. - все должно было отныне вестись только на испанском языке. Франкистский режим смел правовые институты и администрацию, полицию и суд, ликвидировал повсюду, за исключением побережья, заселенного басками, церковь как символ злейших сил, реакции. Франко упразднил автономии Каталонии и Басконии, ликвидировал институты регионального и местного самоуправления, запретил национальные и региональные партии и организации. Административное делопроизводство, судопроизводство, церковная служба, образование, книгоиздательство и т.д. - все должно было отныне вестись только на испанском языке. В годы франкизма, особенно в его первые десятилетия, Каталония, Баскония и Галисия в полной мере испробовали на себе весь набор запретительных и репрессивных мер, направленных против тех элементов местного своеобразия, которые трактовались властями как сепаратизм. Особо безжалостные репрессии обрушились на языки национальных меньшинств, подорванные государственной монополией кастельяно.
|
|
Вплоть до 1973 года Франко возглавлял все создаваемые им правительства, причем министры его кабинетов никогда не выступали от своего имени, а только как представители главы государства, определявшего линию их поведения. Даже назначение в 1969 году чрезвычайной сессией кортесов Хуана Карлоса, внука свергнутого революцией 1931 года короля Альфонса XIII, преемником главы государства, а в 1973 году - адмирала Карреро Бланко премьер-министром не поколебали абсолютной власти Франко.
После 1975 года Испания находилась в состоянии перехода от авторитаризма к современной парламентской монархии европейского типа. Одна составляющая этой политической системы – чиновничий аппарат, суды, вооруженные силы, гражданская гвардия и сельская полиция – унаследованы от диктаторского режима. Другая составляющая включает организационные и идеологические пережитки недолговечной Второй республики и отражает демографические изменения, экономическую модернизацию, демократические политические модели Европы. Она представлена парламентской и избирательной системами, политическими партиями, профсоюзами и другими общественными организациями и группами.
Согласно конституции, разработанной представителями основных политических партий и одобренной на референдуме 1978 года, Испания является монархией с парламентской формой правления. Конституционно закреплено единство Испании, но допускается некоторая региональная автономия.
В Испании было принято оригинальное решение государственного устройства. Именно на Испанию, ее опыт, чаще всего ссылаются сторонники ассиметричной федерации. Она заключается в том, что статус автономии получают не отдельные части территории, а процесс автоматизации охватывает всю страну. Здесь имеется сочетание как национально-территориальной, так и административно-территориальной автономии. В Испании значительное влияние при разработке Конституции имел национальный фактор. В этой стране в исторических регионах - Каталонии, Стране Басков и Галисии преобладает население отличной от основного состава (кастильцев) национальности.
Институциональными актами автономных образований в Испании стали статуты, регулирующие вопросы их внутренней организации. В Испании статуты региональных объединений подлежат одобрению Генеральными Кортесами (Парламентом). Пересмотр статутов может осуществляться не ранее чем через пять лет.
Начавшийся в 1970-е годы легальный иммиграционный поток в Испанию превратил ее из страны рабочих-эмигрантов в страну, активно принимающую иностранных рабочих. А в более широком смысле – в «иммиграционные ворота ЕС», через которые ежегодно проходит свыше 1 миллиона иммигрантов.
Испанский иммиграционный бум - неотъемлемая часть процессов глобализации. Международная иммиграция, как одно из важнейших направлений глобализации, приносит значительные выгоды всем трем участникам этого процесса: странам – реципиентам иностранной рабочей силы, странам-экспортерам и, конечно, самим иммигрантам. Сегодня в Испании ни у кого не вызывает сомнения все возрастающее воздействие притока иностранной – как легальной, так и нелегальной рабочей силы на экономическое развитие страны.
Иммиграционная политика вошла в повестку дня в Испании только с середины 80-х годов, когда пришло осознание масштабности начавшегося процесса. Именно в этот период принимаются первые законодательные акты об иммиграционном регулировании и создании механизма контроля над нелегальной иммиграцией.
В начале XXI века был принят «План Греко» - масштабная четырехлетняя программа иммиграционного регулирования.
|
|
В ходе ее реализации в Испании была создана Межминистерская комиссия регулирования проживания иностранцев и Высший совет по иммиграционным вопросам, работающие в тесной координации с региональными и муниципальными властями, в ведении которых находятся несколько десятков миграционных исследовательских центров, агентств и форумов. Решительной модификации и упорядочению подверглась и существовавшая система квотирования.
Отныне рабочие места выделяются преимущественно уже находившимся в стране нелегальным иммигрантам, основываясь на публикациях Национального института занятости о состоянии рынка труда, отраслевой и профессиональной безработице. Разрешения на работу выдаются только в том случае, если на то или иное вакантное место нет спроса со стороны коренного населения.
В 2005 году была принята новая программа иммиграционного регулирования.
Сохраняя в своей основе целевые установки «Плана Греко», она, тем не менее, характеризуется более широким и либеральным подходом к проблеме иммиграции в целом и к использованию потенциала легальной иммиграции в частности.
Концептуальное новшество программы - рассмотрение иммиграционной политики как эффективного социально-экономического инструмента регулирования рынка труда, направленного на дальнейшую социальную интеграцию в него и обеспечение равных конкурентных возможностей.