Дальнейший рост исполнительского искусства характеризуется усилением личностного начала артиста, повышением его эрудированности и художественного потенциала, что позволяло говорить уже о своеобразном соавторстве при исполнении того или иного произведения. Наибольшее признание получали «копии», дополняющие оригинал. Появились понятия трактовки, исполнительской яркости, индивидуальности артиста.
Кратко проследив путь становления концертного исполнительства, можно прийти к выводу, что доля творчества самого исполнителя здесь чрезвычайно велика и значительна. Одно и то же произведение в различном исполнении может либо потрясти, либо оставить зал равнодушным. Известны случаи «провала» ставших потом любимыми песен или оркестровых произведений. «Если композитор написал вдохновенное произведение,— говорил известный дирижер Л. Стоковский,— но исполнение было бездарным, музыка будет звучать скучно, механистично, в лучшем случае — грамотно. Получается нечто вроде передачи по проводам электрического тока высокого напряжения; где-то в пути этот ток трансформируется в ток значительно менее высокого напряжения». «Это не точная аналогия,— продолжал Стоковский,— но все же она дает представление о том, как можно свести на нет вдохновенное произведение посредственным исполнением» (Стоковский Л. Музыка для всех нас. М., 1959, с. 37.).
И, наоборот, одухотворенное, талантливое исполнение способно придать сочинению дополнительную художественную ценность.