Динамический подход к изучению характера

При рассмотрении характера как инструментального проявления личности под харак­тером понимается фиксированная форма выражения смыс­лового опыта, актуализирующаяся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные ее мотивы. Такое пони­мание характера основывается в первую очередь на пред­ставлениях о характере Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна и Д.Н.Узнадзе. С точки зрения всех этих исследователей, разрабатывавших динамический подход к изучению ха­рактера, единицами анализа характера являются динами­ческие тенденции личности, фиксированные обобщенные установки личности.

Установки, выступающие как единицы анализа характе­ра, обладают рядом особенностей.

Во-первых, фиксированные смысловые установки как бы сохраняют во времени, несут в себе ведущие отноше­ния личности к действительности, тем самым определяя относительную устойчивость поведения личности.

Во-вторых, в фиксированных латентных смысловых установках личности, как и в любых установках, содер­жится проект будущего действия, всегда предше­ствующий его реальному воплощению. В силу этого смысловые установки могут актуализироваться при встрече с соответствующей этому эскизу ситуацией и проявлять­ся в индивидуальном стиле деятельности личности.

В-третьих, динамика установок, их судьба в процессе деятельности позволяют понять формирование характера личности, его генезис.

Одной из перспективных гипотез, описывающих судь­бу возникновения характера, является гипотеза С.Л.Ру­бинштейна о происхождении характера из ситуационно обусловленных мотивов. «Узловой вопрос, — писал С.Л.Ру­бинштейн, — это вопрос о том, как мотивы (побужде­ния), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность... Для того, чтобы мотив (побуждение) стал лич­ностным свойством, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализироваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах...

Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных по­ступков».

В характере фиксируются и как бы поднимаются над конкретной деятельностью только установки, побуждае­мые смыслообразующими мотивами личности. Иначе го­воря, лишь при условии, что мотив имеет особую ценность для личности, актуализируемая им смысловая установка генерализируется применительно к различным ситуациям, превращается в характерологическую черту личности, а затем и сама начинает учитываться при выборе личнос­тью различных возможных мотивов ее деятельности. При этом нередко случается так, что при достижении различ­ных мотивов складывается ситуация противоборства между личностью и характером.

В одной повести описывается фантастический сюжет, благодаря которому можно отчетливо представить несов­падение индивидуальности личности и ее характера. К ге­рою повести, человеку середины XX в., со своими" проблемами приходит откуда-то из будущего робот, занимающийся экспериментальными исследованиями отношений между человеком и средой в разные эпохи, и по воле сюжета накладывает на мозг героя поочередно «мат­рицы характера» различных людей: аристократа и поли­тического деятеля Дизраэли, царя Ивана Грозного, Мамонтобоя из каменного века. Поведение героя, зани­мающегося по ходу действия исключительно своими про­блемами, но последовательно перенимающего характеры Ивана Грозного, Мамонтобоя, представляет следующую картину. Побуждения, движущие героем, — его потребности, мотивы, ценности — не меняются со «сменой» характера. Не меняются и его отношения к дру­гим людям, ситуациям, объектам и явлениям. Меняется лишь форма проявления этих отношений, способы пове­дения в тех или иных обстоятельствах, пути и средства достижения тех же целей. Но коварство, трусость и изворотливость Ивана, грубость, агрессивность и прямолинейность Мамонтобоя служат одним и тем же мотивам и целям, которые «зада­ют» образ героя и «просвечивают» через характер.

Личность вступает в отношение к характеру как чему-то внешнему (М.М.Бахтин), с чем волей-неволей прихо­дится считаться при выборе путей достижения главных жизненных целей. Часто приходится встречаться с людьми, которые сетуют на свой характер, но вряд ли удастся най­ти хотя бы одного человека, который бы жаловался на свою личность. И не случайно некоторые люди, поставившие своей целью перестройку характера, тратят на это целые годы. Подобные отношения между личностно-смысловой сферой, то есть планом содержания личности, и характе­ром, планом выражения личности, инструментального проявления личности как индивидуальности, недвусмыс­ленно свидетельствуют о существовании единства, но не тождества личности и характера.

При анализе характера и способностей необходимо иметь в виду, что между продуктивными и инструмен­тальными сферами индивидуальности не существует непроходимой границы. Взаимоотношения между продук­тивными и инструментальными проявлениями индиви­дуальности подвижны. Так, например, интеллектуальные способности, проявляющиеся при решении творческих задач, могут привести к ломке личностных стереотипов, к изменению самосознания личности. В свою очередь вы­работанные при преодолении проблемных ситуаций при­емы психологической защиты могут стереотипизироваться и стать неотъемлемыми проявлениями индивидуального стиля личности.

Анализ взаимопереходов между продуктивными и инст­рументальными проявлениями личности как индивидуаль­ности представляет одну из проблем дальнейшего изучения психологии индивидуальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: