Рекомендации по психодиагностике

Определив когнитивный тип по методике Кейрси, мы получим ответ, какими средствами, в каком направлении профессиональной деятельности функционирует интеллект человека, реализуя особенности ценностных ориентации.

Определив коммуникативный тип по методике Леонгарда — Шмишека, получим ответ на проблемы общения, обусловленные акцентуированным характером.

Определив регулятивный тип по методике Государева, составим представление о том, какими механизмами психической активности связаны между собой когнитивный и коммуникативный типы исследуемого человека.

Когнитивный тип складывается в предметной деятельности благодаря развитию интеллекта. Установив когнитивный психологический тип, уточнив индивидуальный психологический портрет по методике Кейрси, можно получить информацию по профориентации и указание на терминальную ценность, которой руководствуется человек в своей жизнедеятельности.

Чтобы получить информацию об особенностях характера, используйте методику Кэттелла 16-ФЛО и методику СМИЛ.

Невротические страхи, влияющие на формирование социально адаптированного психологического типа, можно установить по эннеаграмме Гурджиева.

На проблемы социальной адаптации в общении укажут результаты исследования акцентуированного коммуникативного типа по методике Леонгарда — Шмишека.

Механизм интеграции когнитивных и коммуникативных функций психологического типа можно выявить, используя опросник «Особенности регулятивных функций» Государева.

В психологическом типе, как джин в бутылке, запечатан сокровенный смысл жизни. Там, в глубине бессознательного, он руководит намерениями человека, но неотчетливо, ослабленно. Выпустить джина на свободу значит осознать свой психологический тип, полностью раскрыть свои возможности, ярко реализовать свое предназначение.

Методология психодиагностики, таким образом, может быть направлена на установление связи смысла жизни с психологическим типом человека. Смыслы жизни, соответствующие типажам по Кейрси и Государеву, установлены авторами, а ценностные ориентации других типов, вытекающие из их описания, в основном соответствуют классификации Шварца (классификацию ценностей по Шварцу смотрите в Приложении 5).

Согласно теории, регулятивный и когнитивный типы, тип эн-неаграммы и акцентуированный тип схожи между собой целым рядом характеристик. По совпадающим приоритетам интеллекта, характера, ценностей можно построить систему координат, диагностическую карту рассмотренных в пособии психологических типов.

Совпадения, указывающие на одну координату направленности формирования разных по названию и по качеству социальной адаптации типов, отмечены в карте психологических типов, составленной автором (смотрите Приложение 6). По этой психодиагностической карте можно определить номенклатурный список психологических типов, к которым принадлежит исследуемый человек, зону его развития или нарушения развития — обобщенный типаж, наиболее соответствующий его индивидуальности.

Между теорией, вкладывающей в руки исследователя метод познания, и методикой, воплощающей теорию в практику, лежит значительная дистанция, которая преодолевается умением специалиста интерпретировать результаты исследования.

Психолог становится психодиагностом не по букве методики, а вобрав в себя дух метода, овладев его методологией.

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: