Общие особенности психического развития детей с речевой патологией

2 аспекта нарушений: 1) биологический, клинический, обусловленный локальной, очаговой патологией;

2) недостаточно речевой характер психики (особенности познания и личности).

> Недостаточный уровень общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем.

> Позднее развитие двигательной сферы (общей и артикуляционной моторики).

> Нарушения зрительного гнозиса (восприятия цвета, формы, величины), праксиса (зрительно-пространственная ориентировка).

^ Недостаточность развития наглядно-действенного мышления, специфические особенности словесно-логического мышления.

> Нарушения деятельности на этапе принятия задачи, понимания инструкции выборе способов деятельности, произвольной регуляции деятельности недостаточный контроль за деятельностью.

> Низкий уровень развития игры, преобладание индивидуальных игр и игр с бытовой тематикой.

> Своеобразие личностной сферы: неадекватная оценка своих возможностей, сниженная самооценка, низкий уровень произвольности поведения, тревожность, недостаточный уровень сформированности общения и сотрудничества, зависимость от своего окружения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Гиперкинетическая форма. Характеристика нарушения движений при разных формах ДЦП.

Диагностика Д11,11. Частота проявлений комплексных дефектов. Особенности моторного развития детей: трудности и запаздывание формирования основных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, нарушение схемы движений, деформация поз и положений тела и конечностей, слабость ощущения движений; апраксия, трудности усвоения навыков самообслуживания, задержка формирования праксиса.

Нарушения развития речи, обусловленные дефектностью моторного компонента: задержка речевого развития, различные формы дизартрии, моторная алалия. Зависимость особенностей нарушений речи от локализации и тяжести поражения мозга, от ограниченности объема знаний и представлений об окружающем мире. Особенности звукопроизношения. Снижение фонематического слуха.

Трудности развития пространственно-временной ориентировки, нарушение целостности восприятия и познавательной деятельности с первых лет жизни, астереогноз, затруднения узнавания цветов спектра, трудности в формировании понятия протяженности. Сенсорная сверхчувствительность.

Нарушения развития высших психических функций: задержка в развитии преднамеренного запоминания, недостаточный уровень зрительной памяти, преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, трудности классификации предметов, в выделении существенных связей, незрелость обобщения. Разнородность группы детей с ДЦП по интеллектуальному развитию. Снижение интеллекта как вторичный эффект речевых нарушений.

Специфические особенности мыслительной деятельности: неравномерно сниженный запас сведений об окружающем; неравномерный; дисгармонический характер интеллектуальной недостаточности, мозаичный характер развития психики, парциальность нарушений (у некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других - страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического); психическая истощаемость как причина задержки интеллектуального развития.

Особенности предметной и игровой деятельности. Снижение развития игровой деятельности и недоразвитие мотивационной сферы детей.

Эмоциональные нарушения: повышенная возбудимость, страхи, впечатлительность, обидчивость, вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения (эгоцентрические установки, пассивность, упрямство, негативизм).

Зависимость от взрослых как причина своеобразия формирования взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Нарушения коммуникации на первом году жизни и в последующем. Преобладание ситуативных форм общения со взрослыми, возможности развития внеситуативно-познавательного общения. Избирательное общение со сверстниками. Повышенная истощаемость в общении, неадекватность поведения.

Своеобразие развития личности: сочетание отсутствия уверенности в себе с повышенной внушаемостью, личностная незрелость (наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах, неспособность к самостоятельной практической деятельности), трудности социальной адаптации. Частое проявление психического инфантилизма как результат дисгармонии созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при преобладании незрелости последней. 3 варианта осложненного психического инфантилизма (В.В. Ковалев): невропатический, церебрастенический, органический. Возможность вариантов психастенического, астенического, аутистического развития личности.

Основные направления и задачи коррекционно-развивающей работы:

• физическое воспитание, укрепление здоровья, помощь в выполнении движений, лечение, формирование навыков личной гигиены;

• стимуляция развития речи, логопедическая работа;

• развитие предметной деятельности, сенсорное развитие;

• развитие пространственных представлений;

• профилактика нарушений личностного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: