Глава 6 Моцарт и Сальери

Сальери:

…Но правды нет – и выше.

(2 строка)

Сальери:

Ты, Моцарт, Бог…

(незадолго до убийства)

Почему‑то никто из пушкинистов ни словом не обмолвился о самой главной причине, по которой (пушкинский!) Сальери отравил Моцарта. Для того чтобы эту причину выявить, нужно сравнить между собой две фразы, вынесенные в эпиграф.

Уже во второй строке «маленькой трагедии» Сальери говорит об этом так прямо, что, даже не читая трагедию дальше, можно сделать вывод о том, что мы имеем дело с человеком, находящимся в состоянии крайнего душевного напряжения.

Ведь фраза «правды нет и выше» означает, что он, Сальери, потерял Бога. Представьте себе идеального читателя, который впервые открывает «маленькую трагедию» Пушкина под названием «Моцарт и Сальери» и с удивлением обнаруживает, что если первое имя в заглавии пушкинской трагедии ему о многом говорит, то второе – почти ни о чем.

И вот наш (напомню, идеальный) читатель раскрывает музыкальную энциклопедию, чтобы узнать, кто он, второй участник трагедии, имя которого написано рядом с именем великого Моцарта.

Итак, Антонио Сальери:

«…скрипач, клавесинист, органист, композитор…

сочинил 41 (!!!) оперу, которые ставились во всех оперных театрах Европы… великий реформатор оперы…

гениальный кавалер Глюк (один из величайших реформаторов оперы) считал его своим лучшим последователем,

педагог, в числе шестидесяти (!) учеников которого Бетховен (!!!), Шуберт (!!!), Лист (!!!),

влюбленный в своего учителя, Фр. Шуберт сочинил для него юбилейную кантату,

потрясенный его педагогическим талантом Л. Бетховен посвящает ему три первые сонаты для скрипки и фортепиано, в своей музыке Сальери драматичен, трагичен, комичен (градации творчества: от заупокойной мессы „Реквием“ до миниатюр под названием „Музыкальные и гармонические шутки“)…

организатор специальных благотворительных концертов, все доходы от которых поступали вдовам и сиротам умерших музыкантов Вены… занимал крупнейшие музыкальные посты, которые только существовали в то время в Вене…

друг великого комедиографа Бомарше…» и т. д. и т. п.

«Вот это – личность! – прочитав все это, думает наш идеальный читатель.

– Теперь, когда я столько узнал об этом, без сомнения, выдающемся человеке, еще более интересно будет читать об общении между двумя гениями.

Сколько добра о святом искусстве нам предстоит познать!

Сколько музыкальных и литературных потрясений нам предстоит испытать!»

Открываем книгу:

«Сальери:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет – и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма».

Вот это да!!! Учитель Шуберта, благотворитель, Мастер, композитор, итальянец‑католик утверждает, что он… потерял Бога.

Ай‑да Пушкин!!!

Потеряв же Бога, нужно либо искать Его, либо жить без Бога.

И жить со всеми вытекающими из этого последствиями.

(Пушкинский!) Сальери стал искать своего Бога.

И…нашел!!!

…После того, как Моцарт сыграл Сальери только что написанную им музыку и спрашивает у него:

«Что ж, хорошо?» –

Сальери произносит фразу, не только свидетельствующую о его потрясении музыкой, но указывающую на то, что Сальери – по пути к потерянному им ранее Богу:

«Какая глубина! (1)

Какая смелость (2) и какая стройность! (3)

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь (!!!);

Я знаю, я».

(Цифры, естественно, мои. Антонио Сальери подсознательно указывает на триединство – Отец, Сын и Дух. Ибо глубина – это Бог‑Отец, смелость – Бог‑Сын, Иисус, осмелившийся воплотиться на злобной Земле в человеческом облике, а стройность – разумеется, Бог‑Дух.)

Прямо перед нашими глазами происходит чудо!

Потерявший Бога (пушкинский!) Сальери его находит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: