консультанту необходимо учитывать и стараться избегать):
- Эффект ореола — по данным характеристикам приписывание
Других.
- Эффект первичности — восприятие по первым действиям, по-
Ступкам.
- Эффект каузальной атрибуции — интерпретация причин на-
Блюдаемого факта.
- Стереотипы — обобщение, которого придерживаются члены
Одной группы относительно другой.
- Установки —- благоприятная или неблагоприятная оценочная
Реакция на что-либо или кого-либо, которая проявляется в отношени-
Ях, мнениях, чувствах и поведении.
- Предубеждения — суждение в терминах «хороший» / «пло-
хой», которое мы выносим о людях [18, с. 37].
Интервью как метод психологического консультирования.
Психолог-консультант работает с заказом (проблемой) клиента,
Он не занимается постановкой диагноза, а определяет проблему.
Интервью (по Г. С. Абрамовой) — специальный метод анализа
Уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него аль-
тернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, це-
Лей — то есть большой мобильности и широты внутреннего мира.
Надо изменить отношение к внутреннему миру — сделать его дина-
Мичным. Тема интервью должна быть выдержана строго в жизненном
Контексте клиента. Психологу следует контролировать в ходе интер-
Вью возникновение личных проекций на содержание темы. Он дол-
Жен рефлексировать на тему заказа клиента.
С т а д и и и н т е р в ь ю:
\.Достижение понимания. «Привет» — установление контакта:
Показать свою позицию и выяснить позицию клиента (директивный и
Недирективный подходы). Обеспечить обстановку — кабинет, распо-
Ложение, посадка, то есть условия работы: физические и психологи-
Ческие (доверие, интимность, комфорт). 5 минут.
2. Выделение проблемы. Анализ проблемной ситуации, получение
Информации от клиента о его проблеме. В чем проблема? Зачем при-
Шел клиент? Как видит свою проблему клиент? Какие есть возможно-
Сти для ее решения? Психолог делает предположение о строении
Внутреннего мира клиента: его возможности, цели, чувства, мысли,
поступки. Что сам клиент знает о своем внутреннем мире? Способы:
Вопросы, «слушание», «ведение». 15-20 минут.
3. Постановка цели и задачи — желаемый результат. «Чего вы
Хотите добиться?». Способы: «инструктирование», ссылка на автори-
Теты (примеры, метафоры). Важна опора на потенциальные возмож-
Ности клиента — изменение ситуации (инсайт). «Я сам все понял».
Здесь может возникнуть сопротивление. Обозначение сопротивления
Клиента: «Вам трудно принять... Вам не хочется согласиться». Воз-
можно проговаривание позитивного поведения [1]. Это зависит от