Концепция Сорокина ( Сор.) о многолинейности культур

Его концепция во многом сходна с концепцией Шпенглера. Сор. так же признавал глубокий кризис Европы, но он счит., что этот кризис не смерть, а только необходимая фаза в становлении нового общечел-кого существования. По мнению Сор. к-ры имеют свою собств. индивидуальность и духовность. В ходе развития общ-во познает свои системы: религиозные, эстетические, духовные и т.д. Эти системы объединяются в сверхсистемы, каждая из которых обладает своей собств. духовностью, философией, моралью, системой познания и т.д. Сор. говорит, что основой к-ры явл.- ценность.

В соответствии с характером доминирующей ценности Сор. делит все культурные сверхсистемы на 3 типа: 1)идеациональный; 2) идеальный; 3) чувственный.

1) Идеациональная к-ра базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности. К этому типу он относит средневек. к-ру (12в.), др.индийскую, буддистскую и лаоистскую. Стиль этой к-ры символичен, искусство – религиозное. Героями могут быть ангелы, боги, святые и грешники. Мало внимания уделяется личности, к-ра приближается max -но к Богу. К чувственному миру, его ценностям и целям эта к-ра поддерживает отриц-ное или равнодушное отношение.

2) Идеальная к-ра занимает промежуточное отношение между 1 и 2. Её ценности принадлежат как небу так и земле. Мир этой как сверхчувственный так и чувственный, но чувственность эта самых возвышенных проявлений. К этой к-ре он относит: к-ра Зап. Евр. 13-14вв., а также древнегреч. к-ра.

3) Чувственная к-ра нач. развиватьсяв 14в. (Возрождение) и развивается до наст. времени. Её ценности лежат в повседневном живом мире. «Ценным явл. то, что мы видим, то что мы слышим» - говорил Сор.. Только реальный мир имеет смысл, т.к. только его мы можем почувствовать. Героями явл. фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Произведения искусства ориентированы на изображение реальных персонажей и пейзажей.

Сор. уверен, что к-ра не погибает пока жив чел-к. Наметились новые очертания к-ры идеациональной, кот. базируется на ценностях альтруистической любви (бескорыстной) и этике солидарности.

Культурологическая концепция Юнга.

Подход Юнг к к-ре явл. психологическим. Он рассм. психологию как средство, кот. сближает науку и религию, что открывает новый путь к познанию смысла жизни и к-ры. Юнг занимался проблемами психич. здоровья личности и пришел к выводу, что корни всех психич. расстройств лежат в сфере соц.-культурных процессов. Эти процессы положили в основу жизни жизненную силу, от которой зависит всё происходящее с организмом. В центре концепции Юнга - понятие «коллективного -бессознательного» (К-Б) – оно идентично у всех людей, т.о. каждый чел-к имеет одинаковое душевное основание, кот. передается по наследству и на кот. строится вся психич. жизнь чел-ка. Содержанием К-Б-го явл. архетипы – это осадок от первичного душевного опыта чел-ка, это не образ и не понятие, а глубинное фундаментальное переживание чел. психики. Архетип – психич. первосмысл в чистом виде, который организует и направляет жизнь нашей души.

Юнг сравнивал архетипы с осями кристаллической структуры, на кот. растет кристалл. Архетипы первоначально выражались в мифах, в сказках, религиях,искусстве. в мифе чел-к стремится восстановить единство с природой и гармонизировать свою духовную жизнь.

С развитием общ-ва и к-ры углубляется связь между обществом и бессознательным. Нарастает напряжение психологич. жизни. Обособление созн-го и бессозн-го приводит к нарушению психологич. равновесия. Если сознание не принимает образ архетипов и если символическая передача становится невозможной, то архетипы могут вторгаться в к-ру в самых примитивных формах. Вторжение К-Б ведет к индивидуальным и массовым психозам. Чел-к должен не игнорировать бессозн-ое, а найти для них адекватное выражение, т.к. это необходимо, чтобы обезопасить чел-ка от встречи с собственными душевними силами.

Юнг счит., что к-ра и общ-во должны помочь чел-ку справится со своими духовными силами. Поэтому к-ра и общ-во должны развивать символич. формы, чтобы чел-к смог контролировать свою духовную жизнь. Бессозн-ное должно не подавляться сознанием, а вступать в диалог, стремясь обеспечить целостность чел-кой личности, но этот диалог утрачивается с развитием цивилизации, т.к. жизнь рационализируется, а чел-к остается прежним. Прежний символич. мир рушится, а совр. к-ра потеряла возможность к выражению бессозн-го начала в чел-ке. Наступает символич. нищета и чел-к теряет контроль над своими духовными процессами.

По Юнгу, все совр. потрясения в общ-ве из-за того, что к-ра и общ-во потеряли контроль над архетипами. Евр. общ-во должно измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел-кой души.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: