Реформация и протестантизм

Реф-ия – мировое религиозно-идеологич-е, социально-полит-е движение, появивш-ся в первой половине 16в. в Германии и направ-е на преобраз-е и исправление христ-ой религии, сложилось в форме католич-го вероисповед-я. Крупнейшими протестанскими конфессиями стали: лютеранство, кальвенизм, англиканство …Хронологич-ки реформ-ия совпадает т возраждением. Соотнош-е реформ-ии и возражд-я: Возр-е рождает высокие гумманист-е идеалы, новый взгляд на чел-ка, как на самостоят-го, автономного, индивид-го. Та гумманистчная культ-а, кот-ю мы рассматривали была городской, светской. Культура реформ-и была массовой, религиозной, но в реформ-и также рожд-ся новое понятие чел-ка. Чел-к также поним-ся как личность.разница между культ-ми внешняя. На разной почве светской или религиозной рождается одно и тоже. И та и др-я культ-ы явл-ся культ-ми, поднимющ-ми раннее буржуазн-е общ-во, противостоящее феод-ой культ-е.

Реформ-ия и её массов-е религиозные ценности связаны с ростом городов, формиров-ем товарно-денежных отношений, появлением новых сословий свободных от феод-ой завис-ти. Капит-ое общество было заинтерес-но в разв-и произ-ва, производ-ых сил, а это привело к развитию опытного естествознания и переариентации с теологии (бога) на проблему материалистич-го взгляда, науку. Возникла потребность в свободном труде. Всё это послужило рождению нового мировоззрения, нового понятия о чел-ке.

Т. о. Общ-во 16в. –переходное: от феод-го к ранне буржуазному. Необх-о было возглавить, осмыслить это движение. К тому времени возникла одна сила, кот-я могла это сделать- католическая церковь. В то время катол-я церковь владела не меньше 1/3 всех земель; структура церкви строилась по принципу феод-го общ-ва; она облад-а огромной полит-й властью, т.к. римск-е папы короновали всех королей.такая неогранич-я власть и богатство всегда развращ-т, что повлияло и на религию, церковь разлаг-сь изнутри. нАрод это заметил и у них начало формир-ся негативное отнош-е к образу жизни, к наруш-ю моральных заповедей. цеРковь была обвинена в безбожии. Её авторитет упал. Первый удар по катол-ой церкви нанесён ещё в 14в., когда римские папы почти на 70 лет попали под феод-ю зав-ть от франц-го короля. Второй удар нанесён Яном Гусом. Он выступил за упрощение и огранич-е катол-го богослужения, за создание национ-х церквей, не завсящих от папы, т.к. богослуж-я должны вестись на национ-ом языке. Он был схвачен и сожжён в 1415г.

31 Октября 1517г. в Виттенберге Мартином Лютером (доктор теологии) была прибита табличка к дверям церкви 95-ю тезисами, в кот-х осужд-сь злоупотреб-е индульгенц-ми. Индульг-ии он считает сатанинской выдумкой, т.к. в них он усмотрел стремление освободить чел-ка от внутр-го покаяния. Лютер потребовал возврата к первонач-му христ-ву с пресущей ему простотой, искренностью. Чел-к не должен учитывать посредников в спасении, он не должен надеяться на них и наделять их правом спасать или наказывать, прощать. В этом он измену богу. Светские феодалы увидели в Лютеран-ом манифесте выражение своих полит-их интересов. Именно их поддержка сохранила жизнь Лютеру и возможность развивать свои религиозные воззрения. Его нововведения: 1) отвергает деление общ-ва на священников и мирян, постедники только мешают общению чел-ка с богом; 2) отвер-т многие таинства и обряды: культ святых, Богородицы, иконы, поклонение святым мощам, статуям, кресту, реликвиям…; 3) не люди должны подчинять Бога путём задабривания; чел-к должен из внешнего поклонения Богу перевести веру во внутрен-е пространство своей души. Именно благодаря личной вере для чел-ка открыв-ся возможн-ть интимного, непосредственного общения чел-ка с Богом и реализ-ю в мирских делах божественного замысла. Чтобы не запутаться в вопросах веры необх-о постоянно сверять свои представ-я со священ-м писанием; 4) Кажд-й верующий должен читать священное писание- библию и иметь своё собств-е мнение об этой вере. Лютер сам перевёл библию на немецкий язык и способствовал росту граммотн-ти народа; 5) Всё в мире предопределено, всё от бога, поэтому чел-к как бы освобожд-ся от пережив-й об исходе своих мирских дел. Ему оставалось только уповать на Бога во всём, что он делал; 6) Подчёркив-сь положение о греховной природе чел-ка, значит, чел-кая жизнь- постоянное искупление грехов и покаяние.

Не смотря на подчёркивание ничтожности чел-ка, именно реформ-ия сформиров-а нового чел-ка- предпринимателя. Они подчёркивали, что чел-к должен искупать свою греховность именно своей деят-ю. Реформ-я сформиров-а нового чел-ка с чертами: 1) автономность (незав-ть); 2) человека дела (не дело для чел-ка, а чел-к для дела); 3) чел-ка светского (не требовали ухода из мира в монастырь); 4) самост-ый; 5) творческий.

Протестан-зм поставил проблему личности, её формир-я, т.к. каждый сам должен был найти путь к богу и приложить собственные усилия, чтобы чем-то стать. Культурное значение протестантизма не сводится к внутрирелигиозным новациям, но оно положит-о повлияло на формир-е капит-их отнош-й в целом, на развитие науки и техники, предпринимательства, рационализ-ию экономич-ой деят-ти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: