Как же формируется политическая культура? Каким образом происходит смена одной политической культуры другой? Динамика формирования этого феномена определяется характером его элементов.
Политическая культура общества определяется прежде всего социально-политическими институтами (характером политической власти, влиятельными общественными структурами), как бы задается сверху.
Главная роль в формировании политической культуры принадлежит государству. Этот важнейший политический институт в отличие от других является организацией не части общества, а всего общества. Государство выступает выразителем общих интересов и устремлений разнородных частей общества, становясь гарантом его единства и безопасности. Обладая властью над всеми членами общества, оно способно поддерживать в обществе баланс политических убеждений, мнений и ценностей. При этом государство может использовать не только систему законодательных, исполнительных и судебных органов, но и свою монополию на применение легитимного (законного – с согласия большинства граждан) насилия вплоть до лишения жизни и состояния. Не только содержание и характер политической культуры во многом задаются государством, но от него зависят и перемены в ней. Коренные изменения государственных функций, ориентации, происходящие в результате революций и реформ, приводят к постепенному формированию новой политической культуры. Процесс этот, как правило, длительный, совершающийся за время жизни двух, а то и трех поколений.
|
|
Яркий пример тому – история России на протяжении XX века. Потребовались десятилетия, чтобы сложилась жесткая тоталитарная государственная модель управления и соответствующая ей политическая культура. И сейчас эта культура еще во многом определяет традиции и стереотипы сознания и поведения граждан России. Новая культура только формируется, и трудно предугадать, какой она будет. Одно несомненно: универсальная демократическая форма разделенных властных политических институтов, закрепленная Конституцией, еще долго будет осваиваться и наполняться национальным содержанием, приспосабливаться к национальным традициям, находить свой специфический баланс политических сил.
В становлении новых политических традиций немаловажная роль принадлежит политической символике. Так, в России в 1989 году был восстановлен исторический бело-сине-красный флаг в качестве национального флага. Снова стал символом российский государственный герб с двуглавым орлом, но сохранен, правда, с новыми словами, гимн России советского периода – как символ преемственности. В российской государственной символике отражен переходный характер конца 90-х годов – начала XXI века. Таким образом, разнородные и разновременные культурные политические артефакты отражают мозаичную политическую жизнь. Единство всякой культуры, отмечал О. Шпенглер, покоится на общем языке ее символики [7]. Национально-государственные символы, такие, как флаги, гербы, гимны, конституции, праздники, денежные знаки и т. п., объединяют людей и надолго закрепляются в их сознании. Государственная власть целенаправленно внедряет государственную символику как объединяющий фактор в жизнь общества. «Если вы отнимете у меня трехцветный флаг… то отнимете у меня половину мощи Франции, как здесь в стране, так и за границей», – говорил министр иностранных дел Франции Ламартин в 1848 году [8, с. 57].
|
|
Многие политики по достоинству оценили объединяющую роль символики. Для России при ее эклектичной, мозаичной политической культуре эта проблема актуальна по-прежнему. Например, перед празднованием 60-летия победы в Великой Отечественной войне широко распространилась идея прикрепить орденскую желто-черную ленточку к одежде в праздничный день и тем самым выразить приверженность высоким патриотическим основам жизни россиян.
От деятельности политических партий в большой степени зависят содержание и характер политических убеждений, мнений, ценностей в обществе. Эти политические организации имеют свои идейные концепции, программы, которым должны следовать члены партии. В этом случае также прослеживается заданность сверху. В последнее время роль политических партий как агентов влияния на формирование политического сознания и поведения падает, так как программные установки и цели в большинстве своем не доходят до граждан и деятельность партий в их сознании не связана напрямую с политическими и социально-экономическими преобразованиями. Эта ситуация характерна для партийной жизни большинства стран.
Тип политической культуры определяют также различные общественные организации: профсоюзы, молодежные организации, советы ветеранов, клубы по интересам, экологические движения. В России одной из самых авторитетных организаций является Комитет солдатских матерей. Проблемы армии – одна из самых болевых точек России. Призывники – половина росссийской молодежи от 18 до 27 лет. Их матери, по существу, выполняют государственные функции мониторинга ситуации в армии, а при необходимости – защиты молодых солдат от произвола военных чиновников и неуставных отношений.
Показательна судьба правозащитных организаций в России. В 60-х годах это были немногочисленные полуподпольные организации, преследуемые государством за вполне мирную деятельность по защите гласности. В настоящее время это разветвленная сеть, имеющая свои опорные пункты по всей России. У правозащитников есть реальные рычаги оказания влияния на политическую власть через своих уполномоченных и через возможность отстаивать интересы граждан в суде. На примере деятельности правозащитных организаций можно наглядно показать, как сильно изменился социально-политический климат в российском обществе и как складываются новые демократические политические традиции.
Насколько велико может быть воздействие общественной организации на политическое сознание и поведение, можно увидеть на примере событий в Англии в 1979 году, когда к власти пришли консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер. Считалось, что страной реально правят профсоюзы: так сильно было их политическое влияние. Политика правящей партии лейбористов и деятельность профсоюзов способствовали тому, что в этот период в обществе постепенно складывался тип человека подданнической культуры. Люди, попадая в социально-экономическую зависимость от государства, постепенно теряли такое традиционное для каждого англичанина качество, как индивидуальная предприимчивость. М. Тэтчер, напротив, последовательно проводила политику восстановления частично утраченного англичанами типа политической культуры, в основе которой – гражданственность, национальное самоуважение, индивидуализм. Итак, в основу политической программы лидера консерваторов были положены традиционные культурные ценности, присущие национальному характеру.
|
|
Немалую роль в формировании определенного типа политической культуры играет религия. Церковь как общественно-религиозный институт предлагает обществу и государству модели политического сознания и поведения. Это возможно через издание папских энциклик, булл, через ритуалы, предписания, поощрение одних норм поведения и запреты других. Например, продажа индульгенций во времена действия инквизиции поддерживала тип подданнической политической культуры. В современной Польше призыв Церкви запретить аборты привел к принятию соответствующего закона польским сеймом.
Церковь освящала Крестовые походы и фактически поддерживала своим авторитетом новое отношение к «ближнему» как к единоверцу и подданному сильного единого христианского государства. Трудно переоценить влияние авторитетного иерарха Церкви и в настоящее время. Например, более чем 20-летняя деятельность Папы Римского Иоанна Павла II вышла далеко за рамки религиозных функций. Иоанн Павел II много сделал для утверждения нового глобалистского мышления, при котором люди ощущают себя гражданами мира и носителями общечеловеческих ценностей.
Представители властных структур современной России осознают значение определенного типа религиозности для формирования политических культурных традиций. Речь не идет о возрождении триединого принципа «Православие, самодержавие, народность», но несомненным является одно: общие религиозные нормы и традиции обладают хорошим объединяющим, цементирующим свойством.
|
|
На тип политической культуры оказывает влияние и система средств массовой информации (СМИ).
Например, в Советском Союзе моноидеологизированные СМИ отсекали «ненужную» информацию и лишали людей возможности знакомиться с плюралистическим освещением событий. Ограниченность информационного поля формировала подданническую и патриархальную психологию, сознание полной зависимости от властных структур, черно-белое восприятие мира. Практически средства массовой информации являются одновременно и инструментами власти. Они могут способствовать тому, что население поддержит или, напротив, отвергнет определенные цели, тот или иной политический курс. СМИ пропагандируют (прямо или косвенно) и внедряют в сознание людей господствующие ценности, идеалы, идейно-политические установки, поведенческие ориентиры. Свою чисто информационную роль СМИ наиболее полно выполняют в условиях демократической политической культуры. Культура гражданина, культура участия, позволяет ориентироваться в разнообразных трактовках и версиях и осознанно делать выбор в пользу более близкой версии по мировоззренческим позициям.
Из других социальных институтов, оказывающих влияние на политическую культуру, назовем армию.
В сознании людей по отношению к армии, ее боеспособности, ее роли в системе властных структур существуют традиции и стереотипы. Некоторые традиции и стереотипы только складываются, другие становятся анахронизмом и уходят в прошлое. Отношение к роли вооруженных сил – выразительная характеристика политической системы, политического режима, политической культуры. Принцип комплектования армии (профессиональная, кадровая, по призыву), сроки службы, призывной возраст, роль армии в политике, состояние войны или мира – все это во многом определяет особенности политической культуры общества.
Невозможно представить себе воинов древней Спарты, конкистадоров эпохи Великих географических открытий, гусаров Мюрата, исповедующих пацифизм.
В Советской России милитаристская идеология была в чести вплоть до перестроечного времени. В настоящее время любое цивилизованное государство считает допустимым иметь убеждения, не совместимые с пребыванием в армии, и следовать им. В конституциях ряда стран есть соответствующие статьи об альтернативной службе. В Конституции РФ тоже есть такая статья, хотя давние этатитстские традиции и сложности реформирования армии не позволяют пока эффективно ею пользоваться.
После Второй мировой войны отказ от войны как способа разрешения международных конфликтов, находит все больше сторонников. С одной стороны, это продолжение пацифистской традиции, сложившейся еще во второй половине XIX века, с другой – принципиально новый подход, обусловленный пониманием абсурдности новой мировой войны, войны без победителей. Этот подход был зафиксирован в ряде международных договорных документов и прежде всего в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). Хельсинкский процесс – особая страница в развитии отношений стран Европы. В дальнейшем Мадридская, Венская, Парижская, Московская, Будапештская встречи в рамках Хельсинкского процесса признали необходимым сотрудничество по «человеческому измерению». Речь идет о сотрудничестве в сфере прав человека, об общеевропейском правовом пространстве. Соответственно меняется отношение к армии и ее роли в обществе и политике.
Например, в странах с давними демократическими традициями (Скандинавские страны) военные не обладают пассивным избирательным правом (не имееют права избираться в парламент), что объяснимо, так как коллегиальный способ принятия решений не свойствен армейской специфике [9, с. 483–485]. Пребывание военных во власти – показатель авторитарной модели управления.
Непростой, опосредованный путь воздействия на политическую культуру у науки.
Воздействие это может проявляться в долгом и естественном взаимовлиянии науки и политики – через постепенное осознание и практическое применение достижений науки. Взаимоотношения науки и политики противоречивы на протяжении всей истории человечества: от возвеличивания знаний (Пифагорейская школа, конфуцианство, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона и т. д.) до преследования ученых, замалчивания их открытий, уничтожения научных трудов (средневековая «охота на ведьм», так называемая «лысенковщина» – гонения на ученых-генетиков в Советском Союзе, запрет клонирования человека). Как бы то ни было, несомненно одно: чем дольше живет человечество, тем значительнее роль науки в его развитии. Больше того, степень развития фундаментальной науки становится фактором могущества государства. Научная деятельность вышла за пределы границ национальных государств; наука стала автономным транснациональным сообществом, практически независимым от государственной политики. Во многом именно это положение современной науки и стало условием современного технического прогресса и одним из важнейших следствий глобализации. Примерами могут служить Римский клуб, международная некоммерческая организация по разработке научных глобальных прогнозов, действующая с конца 60-х годов XX века; Пагуошское движение ученых за мир, разоружение и безопасность, созданное после открытия и применения в военных целях ядерного оружия. Транснациональная значимость науки подтверждается при вручении Нобелевских премий.
По тому, насколько общество и властные структуры считаются с мнением ученых, можно судить и о характере политической культуры. Так, преследование ученых, высылка за пределы страны, как это было в начале истории Советского государства, сжигание книг (практика властей в нацистской Германии) допускается людьми недемократической политической культуры. Если же в стране действуют конституционно закрепленные правила относительно интеллектуальной собственности – это проявления плюралистической демократической культуры.
Особо следует отметить, что политическая культура общества в немалой степени зависит от типа предпринимательской деятельности [10, с. 47–52].
В течение нескольких столетий складывался западноевропейский идеал добропорядочного, кредитоспособного человека, главный долг которого – приумножение капитала. Когда-то основатель США Бенджамин Франклин разработал кодекс чести предпринимателя, согласно которому предприниматель честен, потому что ему это выгодно. «Вексельная честность» западного буржуа имеет давнюю историю. Протестанты в Европе, первые переселенцы в Америке, не претендуя первоначально на политическую власть, нашли себя в сфере предпринимательской деятельности. Это была не просто ориентация на развитие товарного рынка: складывался определенный тип социально-экономического поведения людей. Похожие традиции складывались в России в среде купцов-старообрядцев.
Существует и другое предпринимательство: так называемый «авантюристический капитализм». Он существовал во все времена и изначально сориентирован на насильственное получение выгоды (через войну, работорговлю, разбой, спекуляцию в денежных операциях, колонизацию, мошенничество). В истории современной России он представлен системой рэкета, заказными убийствами, дутыми инвестиционными компаниями. Если авантюристический капитализм выходит на уровень принятия государственных решений, он формирует жесткую, авторитарную политическую культуру.
Искусство и политическая культура. Какова роль искусства в формировании определенного типа политической культуры? Философ Платон говорил о том, что от перемены музыкального лада меняется политический строй, и тем самым признавал влияние музыки на политические настроения людей. Примером служат знаменитые революционная «Марсельеза», ставшая гимном Франции, вальсы «Амурские волны» и «Прощание славянки», песня группы «Битлз» «Дайте миру шанс». Мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли восхищался боевой подготовкой воинов-язычников, в основе которой были танцы и музыка, укрепляющие боевой дух. Лидеры тоталитарных режимов придавали большое значение идеологически ангажированному искусству или сами идеологизировали великие произведения, как это делал Гитлер в отношении произведений немецкого композитора Р. Вагнера. Итак, можно выделить два аспекта: в музыке, живописи, танцах, прикладном творчестве выражены дух эпохи и особенности национального характера, а само искусство обладает мобилизующей силой, способной изменить настроения людей, придать им решимости.
Анализ некоторых аспектов формирования политической культуры позволяет сделать дополнение к определению политической культуры. Отметим заданность политической культуры сверху. Причем особо значима в этом роль государства. В первую очередь именно оно через систему законодательных, исполнительных и судебных органов определяет тип политической культуры.
Структура политической культуры сложна по составу, и четко обозначить ее границы невозможно. Она изменчива, чутко реагирует на изменения окружающего мира. В ней есть устойчивая основа, определяемая национально-культурными, общественно-историческими, морально-этическими и другими долговременными факторами. Наряду с этим политическая культура подвержена воздействию случайных, порой конъюнктурных факторов.