Какая педагогическая культура соответствует современному образованию

Понимание ситуации постепенного, но реального обновления педагогической культуры позволяет увидеть потребность принципиальной переориентации педагогического образования (всего его содержания, форм и методов): вместо системы знаний учителя-предметника основой его профессиональной педагогической культуры становятся готовность к рефлексии и пониманию мира детства, умение поддержать инициативы и выбор ребенка, способность творческого взаимодействия с детьми.

Речь идет о важности становления творческого отношения к педагогическим специальностям и профессии в целом. В соответствии с такой потребностью следует создавать условия для подготовки учителя на тех же принципах, на каких сейчас строится подготовка будущего деятеля культуры в художественных вузах или вузах культуры.

Стратегия и тактика подготовки и переподготовки учителей в рамках творческих мастерских, студий, интерактивных семинаров, организационно-деятельностных игр и психологических тренингов (в отличие от традиционных лекционных курсов) ориентированы на реконструирование мотивационной и опытной сферы учителей. Это, несомненно, важный фактор развития их профессиональной культуры. И в этом смысле хотелось бы подчеркнуть, что переход на интерактивные формы подготовки, отход от традиционных лекций (даже на самые «завлекательные» темы) – первый шаг к новым культурным ценностям образования.

Однако если осмыслить проблемы обновления педагогического образования и попытаться решить их с позиций культурологии образования – как необходимое изменение общей, но при этом индивидуальной в своих выражениях культуры каждого педагога, то придется согласиться с тем, что надо в корне менять всю атмосферу школьной жизни и культурную среду образования.

Изменяя мотивацию, позицию и деятельность учителей, можно повлиять на понимание ими новых задач образования, на коррекцию их педагогического стиля. Главная цель – стимулирование их готовности к творческой самореализации.

Формы влияния на качественный рост профессиональной и общей культуры педагога – процессы разные, требующие особых методов работы. Если профессиональная культура действительно связана в большей мере с мотивацией, то общая культура – с системой индивидуальных творческих интересов, которые реализуются как в свободное время, так и в рамках профессиональной деятельности. Для этого в каждом образовательном учреждении, от детского сада до академии повышения квалификации, надо создавать соответствующие психологические, организационные и профессиональные условия поощрения творческого поиска и инноваций.

Изменения педагогической культуры (на всех уровнях) связаны с распространением понимания современного образования как сложного общекультурного явления. Это предполагает внимание в первую очередь не к стандартным технологическим средствам образования, а к культурному содержанию учебной деятельности каждого учащегося и студента. Такой подход обеспечивает прежде всего культурное самоопределение и саморазвитие ребенка, подростка, молодого человека и практическое обретение ими своей культурной и социальной идентичности.

Эта позиция позволяет по-другому понять содержание и структуру образовательной деятельности ребенка и педагогической деятельности учителя.

Все большее число педагогов понимают, что прежние культурные нормы образования (классно-урочная система, жесткое регламентирование урока, стандартизация содержания учебника и деятельности ученика, экстенсивный подход к построению программ и учебного времени) – показатели упрощенного педагогического мышления, основанного на идеях XVII–XVIII веков. Сегодня они уже не работают и стоят преградой на пути инновационного развития образования, что свидетельствует о смене парадигмы образования.

Как известно, парадигма (в переводе с греческого – образец) – система теоретических обоснований, лежащих в основе ведущих научных концепций на определенном этапе развития, исходные принципы и модель постановки и решения основных проблем на каждом этапе развития науки. Сегодня на смену экстенсивной классно-урочной парадигмы приходит другая – ориентированная на обеспечение самостоятельной культурной деятельности учащегося (студента) в условиях диалога, сотрудничества и при иной, свободной (студийной) организации проектной деятельности.

Новая парадигма изменяет содержательные ориентиры традиционной педагогической культуры.

Назовем основные ориентиры современного образования:

индивидуальные особенности, интересы и потребности школьника (студента), свободное саморазвитие их природных способностей и наклонностей и развивающихся интересов;

творчество растущего человека и педагога и их культурные практики, как индивидуальные, так и совместные: практическое включение школьника (студента) в мультикультурное сообщество, создание условий и обеспечение его разнообразной культурной деятельности в образовательном учреждении и вне ее (реализация принципов культуросообразности и мультикультурности образования), обеспечение условий для диалога и творческого сотрудничества;

продуктивная социализация, реальные конечные продукты учебы как результаты и достижения социальной и трудовой практики каждого школьника (студента) и деятельности обучающегося сообщества в целом (реализация принципа продуктивности образования, его сообразности практическим, деятельностным интересам учащихся, а также принципам демократии, самоуправления и сотрудничества);

исследовательская деятельность, практическое включение школьника (студента) в природоохранную и исследовательскую деятельность.

Общая неудовлетворенность традиционным образованием обусловлена характером педагогической культуры нашей массовой школы и ее приверженностью устаревшим парадигмальным нормам (классно-урочной системе, стандартизации принудительного обучения, авторитарному оцениванию, учитель-предметник в роли урокодателя).

Показателем несоответствия школьного обучения современным глобальным задачам непрерывного образования служит то, что дети, пришедшие в современную школу узнавать новое и удовлетворить присущие им познавательные потребности, через некоторое время принудительного поучения теряют интерес к учебе вообще!

Снять это противоречие можно, изменив содержание и формы образовательных процессов: надо обеспечить продуктивность и культуросообразность учебы; сделать ее проектной, практико-ориентированной, создавая условия для реальной культурной идентификации и саморазвития каждого школьника и студента.

Новая педагогическая культура преодолевает привычную «знаниевую» доминанту обучения. Она не отрицает знания, однако отводит ему роль одного из средств обучения. Приоритеты социальных и культурных ценностей позволяют организовать образовательные процессы как значимое взаимодействие субъектов, радикально изменяя привычные образовательные формы, делая их продуктивными, проектными. Следует перевести образование из знаниевого, наукообразного, информативного пространства в культуро-творческое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: