Методические указания. Вынесенные на рассмотрение вопросы предполагают знакомство с важнейшими вехами культурного развития человечества

Вынесенные на рассмотрение вопросы предполагают знакомство с важнейшими вехами культурного развития человечества. Как известно, античность (культура Древней Греции и Рима) является колыбелью европейской культуры. Ограниченная пространством (в основном это побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II) тысячелетия до н. э., до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзией и драматургией, естественнонаучного и философского знания.

Для понимания культурных процессов античного мира необходимо раскрыть содержание основных черт античной культуры: космоцентризм (космос по-гречески – это не только мир, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой), стремление к гармонии, рационализм. Грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. Это иантропоцентризм, идеал калокагатии ( прекрасный (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму), состязательность, праздничность. Эти черты отчетливо проявляются в скульптуре, архитектуре, живописи, театре, философии, литературе, поэтому целесообразно подготовить сообщения о выдающихся памятниках античного искусства.

Раскрывая вопрос о специфике и уникальности средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, необходимо иметь в виду, что средневековая культура является результатом противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства. Оcновополагающей чертой средневековой культуры был теоцентризм, означавший доминирование христианской религии во всех сферах жизни. Система официальных ценностей в эту эпоху определялась верой в триединого Бога. Смысл жизни средневекового человека заключался в обнаружении знамений Творца всего сущего в своей душе и окружающей действительности. К другим основным чертам средневековой культуры следует отнести символизм, традиционализм, универсализм, противопоставление телесного духовному.Сосредоточением духовной жизни средневекового человека был католический собор, являвший собой своеобразный синтез искусств. Говоря об искусстве рассматриваемой эпохи, раскройте такие его черты, как условность, каноничность, умозрительность, монументальность, отсутствие авторства, аллегоричность.

Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1512–1574 гг.) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Хронологически эпоха охватывает 14–16 вв., ее центром была Флоренция. Можно спорить о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный феномен присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравнивают достижения в культурах других народов. Культура Возрождения породила особое внимание к человеку. При подготовке к третьему вопросу охарактеризуйте основные черты этой культуры: гуманизм, антропоцентризм, модификация средневековой христианской традиции, новое отношение к миру, возрождение античных памятников искусства и античной философии, универсализм. Названные черты тесно связаны между собой и их стоит рассматривать вместе.

Следует отметить, что кроме итальянского существовало еще северное Возрождение, отразившееся, прежде всего, на культуре Нидерландов и Германии. Обратите внимание на то, что особенностью северного Возрождения было ярко выраженное этическое начало, что нашло свое отражение в искусстве.

Рекомендуемая литература

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учебное пособие / под ред. Г.В. Драча. – 7-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.

2. Кравченко А. И. Культурология: учебник / А. И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 288 с.

3. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под. ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 600 с.

4. Культурология: учеб. пособие. / составитель и ответств. редактор А. А. Радугин. − М.: Библионика, 2007. – 304 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: