Содержание. Письма и отзывы о работах автора по экспериментально-графологическому исследованию

ОТЗЫВЫ.......................................................................................... 3

Письма и отзывы о работах автора по экспериментально-графологическому исследованию почерков........................................................................................ 3

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.......................................................... 6

(Заключение о рукописи Д. М. Зуева-Инсарова —.............. 6

ОТ АВТОРА..................................................................................... 7

I. ЧТО ТАКОЕ ГРАФОЛОГИЯ................................................... 9

История графологии................................................................... 9

Проверка графологических положений путем гипнотических опытов. 9

Основные положения.............................................................. 13

Эволюционное развитие почерка.......................................... 17

Практическое значение графологии.................................... 19

Современные задачи графологии......................................... 23

Из лекционных записок.......................................................... 24

II. ОСНОВНЫЕ ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ......... 27

Почерк и личность..................................................................... 27

Общие положения..................................................................... 27

Метод графологического исследования............................ 28

Нажим.......................................................................................... 30

Строки.......................................................................................... 31

Наклон......................................................................................... 31

Связь............................................................................................ 32

Штрихообразования в почерке............................................... 33

Определение высоты и ширины почерка.............................. 34

Степень беглости письма....................................................... 34

Степень механизированности подписи.............................. 35

Аркадический и гирляндический характер письма.......... 37

Буквы........................................................................................... 37

Фигурация слов......................................................................... 38

Отдельные знаки....................................................................... 39

Знаки препинания..................................................................... 39

Подпись и росчерк..................................................................... 40

Графологические признаки..................................................... 40

Примеры графологического сопоставления признаков. 41

Чем должен руководиться начинающий графолог?......... 41

Патологические явления в почерке..................................... 42

Образцы почерков...................................................................... 44

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................ 49

Показательный разбор почерка С. Есенина........................ 49

Есенин......................................................................................... 51

А.В. Луначарский...................................................................... 53

Н.А. Семашко............................................................................ 54

Характерологическое лицо почерка..................................... 56

Несколько слов о подписи..................................................... 56

Максим Горький........................................................................ 57

А.С. Пушкин............................................................................... 59

Аири Барбюсс............................................................................. 62

Вайян Кутюрье.......................................................................... 62

Екатерина Гельцер.................................................................... 63

Леонид Собинов........................................................................ 63

В.Н. Давыдов.............................................................................. 64

Г. Гапон........................................................................................ 64

Лейтенант Шмидт..................................................................... 64

ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСАМ ГРАФОЛОГИИ................ 67

П.В. Рышков и Д.М. Зуев-Инсаров......................................... 67

Д. М. Зуев-Инсаров................................................................... 68

Литература по судебной экспертизе почерков................... 68

ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСАМ ГРАФОЛОГИИ................ 68

ГРАФОЛОГИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 70

Подписано в печать 23.07.92. Формат 84х108 1/32.

Бумага типогр. № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,1.

Уч.-изд. л. 5,4. Тираж 30 000 экз. Зак. 2-277.

Перлит продакшн, ЛТД. 254080, Киев, ул. Межигорская, 87

Оригинал-макет изготовлен фирмой "АС" Полнграфкомбинат "Молодь". 254119, Кигв, ул. Пархоменко, 38—44.

www.e-puzzle.ru


[1] * С. Оттоленги.— «Экспертиза почерка и графическая иденти­фикация», пер. с итальянского. Изд. Наркомвнудела, 1926 г., Москва, стр. 8.

[2] «L'écriture a le caracfere», par J. Crepieux—Jamin, Paris. 1895.

[3] «Preyer., Handschrift und character». 1894.

[4] * В Германии «Система графологии» Крейша вышла в 13-м издании и «Учебник графологии» Мейера — в 12-ом издании.

[5] При большом опыте, основанном на долголетней графологической практике, возможны и обратные заключения: т.е., исходя из внешнего поведения человека, делать вывод о свойствах и особенностях его почерка.

[6] Мною замечено, что на лиц, страдающих нервным расстройством, успокаивающе действуют ежедневные упражнения в письме (медленное и тщательное списывание каллиграфических прописей).

[7] По предположению проф. Викторова, почерк должен отражать во внутреннем построении также и те нравственные (психические) восстанов­ления, какие произойти в человеке после операции. Над изучением таких восстановлений письма, в связи с произведенной операцией «омоложения», в настоящее время и работает автор этой книги.

[8] Например, при писании левой или поврежденной рукой, или другими органами тела (ногою, ртом и т. п.) в почерке непременно прояв­ляется разница от письма естественного, которая тем значительнее, чем меньше навык: часто по почерку легко определить, какие физические не­достатки имеет рука писавшего. Влияние длины руки на почерк несомнен­но и выражается тем, что почерк высокого человека отличается от почерка малорослого определенными характерными особенностями.

[9] * В этой же статье Попялковский приводит, в качестве примера, чрез­вычайно интересное как по содержанию, так и по расстановке знаков препинания, письмо одного больного. Приводим его дословно:

«Его святейшеству Папе. Рымскому, моему знакомому. Заявление, о том, что мы желаем. Отбыть в сию резиденцию. Папы Рымского"

Особенно характерна в этом письме поставленная над буквой «ю» в слове «сию» точка.

[10] Замечено, например, что английские дети, обучающиеся во Фран­ции и Германии, сохраняют особенности английского письма. (Ег1ептеуег, а-г, 0«е ХсппП, 162 5).

[11] * Кречмер.— «Строение тела и характер". Госиздат.. 1924 г.

[12] Е.Ф. Буринский.— «Судебная экспертиза документов». 1903 г. СПБ. стр. 189.

[13] О подобном же стремлении к оригинальности можно судить по надписям на фотографических карточках, конвертах и т. п., если они исполнены резко наискось.

[14] Проф. Шнейдемиль рассказывает, что он знал одного юношу, имею­щего пристрастие обращать большое внимание на свою внешность (он носил яркие, бросающиеся в глаза галстуки, преувеличено большие нагрудные значки и т. п.), при чем подобная украшенность наблюдалась и в его почерке. Ему непрестанно указывали на эту некрасивую склонность, но без­результатно. В последних классах училища подобная склонность исчезла, и характернее всего, что одновременно с этим исчезла и украшенность письма, которое стало проще и естественнее. (Проф. Шнейдемиль.— «Определение почерка». Лейпциг. 1922 г.).

[15] Также следует обращать внимание на начало и конец письма. Часто линии строк в начале письма, отличаясь ровностью, теряют ее к концу письма. Почерк постепенно становится крупнее, размашистее и неравномернее.

[16] Весьма характерен для данного случая почерк, принадлежащий профессиональным борцам. Как пример, приводим два типичных автографа видных представителей этой профессии.

[17] Самые различные направления письменных знаков могут быть точно определены: их направления выражаются в угловых градусах.

[18] Большой интерес заслуживают два примера, проводимые проф. Прейером в одном из его графологических сочинений. У Прейера хранятся около 2000 писем его отца, распределенных в хронологическом порядке. Эта коллекция показывает, как человек от природы чувствительный, страстный, вспыльчивый, раздражительный, своенравный, с годами, под влиянием жизненных условий, постепенно утрачивает эти качества и напротив развивает в себе самообладание и сдержанность (подобное можно наблюдать в почерке известного писателя Ибсена). Всю эту психическую метаморфозу отца Прейера можно проследить по его письмам, в которых почерк из косого становился все более и более прямым; в первые годы угол наклона почерка составлял 37—38°, через 10 лет он увеличился до 40°, и, наконец, последний год жизни старика достиг 58°. Другой пример еще поразительнее. В письмах молодой разошедшейся со своим мужем женщины и ее матери в течение одного месяца почерк из сильного косого превратился в прямой. Прейер объясняет это явление вынесенным молодою женщиной сильным психическим потрясением. Когда же через несколько лет состоялось примирение с мужем, ее почерк принял наклон вправо, т.е. стал косым. (Preyer. - Zur Psychologie des Schreibens. 176).

[19] Такая крайность, чтобы в почерке все буквы не были связаны между собой и стояли особняком, изолированно, подобно типографскому набору — встречается очень редко и должно рассматриваться, уже как известное графическое преувеличение (см. общие положения), тем самым обна­руживая в пишущем, кроме вышесказанного, и известное стремление к вы­явлению своей личности, желание производить впечатление, обращать на себя внимание, присутствие фантазии. Чаще всего подобная изолирован­ность встречается у поэтов, писателей, художников.

Как на пример сплошной изолированности, можно указать на почерк (последних лет) покончившего самоубийством в 1925 г. поэта С. Есенина, в почерке которого каждая буква живет как будто бы своей собственной, отдельное жизнью (см. автограф). Подобная изолированность письма, ко­торой достиг, постепенно распадаясь в своей связи, ранее совершенно свя­занный (1918 г.) почерк Есенина, в данном случае безусловно указывает на тот распад личности, который произошел с ним за этот срок.

[20] У французских графологов крупные почерки обозначаются термином "aspirations elevees» (высокое вдыхание), а мелкий почерк называется «amor de detail» (любовь деталей), и характеризует предпочтение его обла­дателя к занятию подробностями.

[21] Крупный почерк (если еще при лом особенно увеличены заглавные буквы) нередко указывает на тщеславие: пишущий как бы старается обратить на себя внимание необычайной величиной своих букв, но о том же самом говорит и чрезвычайно мелкий почерк: он также бьет на эффект (напр. почерк поэта-футуриста Велемира Хлебникова, известного своими странностями в личной жизни).

[22] Подобная особенность почерка обратила на себя внимание еще римлянина Светония, составителя жизнеописаний римских императоров. Он характиризуя скупость императора Августа, говорит, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками».

[23] * G. Schneidemule - "Die Handschriften beurteilung" Leipzig. 1922.

[24] Г.И. Карпов. «Творчество душевнобольных», изд. Главнауки, 1926 г.

[25] Недавно берлинским журналом «Berliner Jilustrirt Zeitung" был объявлен конкурс с ценными денежными премиями, под лозунгом — «почерк и лицо». В журнале были одновременно с портретами крупных де­ятелей науки и искусства (Эйнштейна, Либермана, Гауптмана, Янигса и др.), воспроизведены и автографы, при чем почерки были помещены не под портретами и не в том порядке, а также без обозначения, кому из приводимых лип они принадлежат — на это и предлагалось ответить самим читателям. Подобный конкурс, как говорится в предисловии к нему, вызван все увеличивающимся интересом к графологии.

[26] Почерк, прогрессивно ухудшаясь во время болезни, приближается к нормальному, обычному письму по мере выздоровления. (Иллюстрирующие это положение автографы приводят в своих работах Крепье-Жамэн, Шней-демиль и др.).

[27] Исследование почерка Есенина сделано мною за несколько дней до его трагического конца, по просьбе ответственного редактора издательства «Современная Россия», поэта И. Савкина.

[28] Исследование почерков Анри Барбюсса и Вайян Кутюрье помещено в журнале «30 дней" за 1927 г., № 12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: