ОТЗЫВЫ.......................................................................................... 3
Письма и отзывы о работах автора по экспериментально-графологическому исследованию почерков........................................................................................ 3
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.......................................................... 6
(Заключение о рукописи Д. М. Зуева-Инсарова —.............. 6
ОТ АВТОРА..................................................................................... 7
I. ЧТО ТАКОЕ ГРАФОЛОГИЯ................................................... 9
История графологии................................................................... 9
Проверка графологических положений путем гипнотических опытов. 9
Основные положения.............................................................. 13
Эволюционное развитие почерка.......................................... 17
Практическое значение графологии.................................... 19
Современные задачи графологии......................................... 23
Из лекционных записок.......................................................... 24
II. ОСНОВНЫЕ ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ......... 27
Почерк и личность..................................................................... 27
Общие положения..................................................................... 27
|
|
Метод графологического исследования............................ 28
Нажим.......................................................................................... 30
Строки.......................................................................................... 31
Наклон......................................................................................... 31
Связь............................................................................................ 32
Штрихообразования в почерке............................................... 33
Определение высоты и ширины почерка.............................. 34
Степень беглости письма....................................................... 34
Степень механизированности подписи.............................. 35
Аркадический и гирляндический характер письма.......... 37
Буквы........................................................................................... 37
Фигурация слов......................................................................... 38
Отдельные знаки....................................................................... 39
Знаки препинания..................................................................... 39
Подпись и росчерк..................................................................... 40
Графологические признаки..................................................... 40
Примеры графологического сопоставления признаков. 41
Чем должен руководиться начинающий графолог?......... 41
Патологические явления в почерке..................................... 42
Образцы почерков...................................................................... 44
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................ 49
Показательный разбор почерка С. Есенина........................ 49
Есенин......................................................................................... 51
А.В. Луначарский...................................................................... 53
Н.А. Семашко............................................................................ 54
Характерологическое лицо почерка..................................... 56
Несколько слов о подписи..................................................... 56
Максим Горький........................................................................ 57
|
|
А.С. Пушкин............................................................................... 59
Аири Барбюсс............................................................................. 62
Вайян Кутюрье.......................................................................... 62
Екатерина Гельцер.................................................................... 63
Леонид Собинов........................................................................ 63
В.Н. Давыдов.............................................................................. 64
Г. Гапон........................................................................................ 64
Лейтенант Шмидт..................................................................... 64
ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСАМ ГРАФОЛОГИИ................ 67
П.В. Рышков и Д.М. Зуев-Инсаров......................................... 67
Д. М. Зуев-Инсаров................................................................... 68
Литература по судебной экспертизе почерков................... 68
ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСАМ ГРАФОЛОГИИ................ 68
ГРАФОЛОГИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 70
Подписано в печать 23.07.92. Формат 84х108 1/32.
Бумага типогр. № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,1.
Уч.-изд. л. 5,4. Тираж 30 000 экз. Зак. 2-277.
Перлит продакшн, ЛТД. 254080, Киев, ул. Межигорская, 87
Оригинал-макет изготовлен фирмой "АС" Полнграфкомбинат "Молодь". 254119, Кигв, ул. Пархоменко, 38—44.
www.e-puzzle.ru
[1] * С. Оттоленги.— «Экспертиза почерка и графическая идентификация», пер. с итальянского. Изд. Наркомвнудела, 1926 г., Москва, стр. 8.
[2] «L'écriture a le caracfere», par J. Crepieux—Jamin, Paris. 1895.
[3] «Preyer., Handschrift und character». 1894.
[4] * В Германии «Система графологии» Крейша вышла в 13-м издании и «Учебник графологии» Мейера — в 12-ом издании.
[5] При большом опыте, основанном на долголетней графологической практике, возможны и обратные заключения: т.е., исходя из внешнего поведения человека, делать вывод о свойствах и особенностях его почерка.
[6] Мною замечено, что на лиц, страдающих нервным расстройством, успокаивающе действуют ежедневные упражнения в письме (медленное и тщательное списывание каллиграфических прописей).
[7] По предположению проф. Викторова, почерк должен отражать во внутреннем построении также и те нравственные (психические) восстановления, какие произойти в человеке после операции. Над изучением таких восстановлений письма, в связи с произведенной операцией «омоложения», в настоящее время и работает автор этой книги.
[8] Например, при писании левой или поврежденной рукой, или другими органами тела (ногою, ртом и т. п.) в почерке непременно проявляется разница от письма естественного, которая тем значительнее, чем меньше навык: часто по почерку легко определить, какие физические недостатки имеет рука писавшего. Влияние длины руки на почерк несомненно и выражается тем, что почерк высокого человека отличается от почерка малорослого определенными характерными особенностями.
[9] * В этой же статье Попялковский приводит, в качестве примера, чрезвычайно интересное как по содержанию, так и по расстановке знаков препинания, письмо одного больного. Приводим его дословно:
«Его святейшеству Папе. Рымскому, моему знакомому. Заявление, о том, что мы желаем. Отбыть в сию резиденцию. Папы Рымского"
Особенно характерна в этом письме поставленная над буквой «ю» в слове «сию» точка.
[10] Замечено, например, что английские дети, обучающиеся во Франции и Германии, сохраняют особенности английского письма. (Ег1ептеуег, а-г, 0«е ХсппП, 162 5).
[11] * Кречмер.— «Строение тела и характер". Госиздат.. 1924 г.
[12] Е.Ф. Буринский.— «Судебная экспертиза документов». 1903 г. СПБ. стр. 189.
[13] О подобном же стремлении к оригинальности можно судить по надписям на фотографических карточках, конвертах и т. п., если они исполнены резко наискось.
[14] Проф. Шнейдемиль рассказывает, что он знал одного юношу, имеющего пристрастие обращать большое внимание на свою внешность (он носил яркие, бросающиеся в глаза галстуки, преувеличено большие нагрудные значки и т. п.), при чем подобная украшенность наблюдалась и в его почерке. Ему непрестанно указывали на эту некрасивую склонность, но безрезультатно. В последних классах училища подобная склонность исчезла, и характернее всего, что одновременно с этим исчезла и украшенность письма, которое стало проще и естественнее. (Проф. Шнейдемиль.— «Определение почерка». Лейпциг. 1922 г.).
|
|
[15] Также следует обращать внимание на начало и конец письма. Часто линии строк в начале письма, отличаясь ровностью, теряют ее к концу письма. Почерк постепенно становится крупнее, размашистее и неравномернее.
[16] Весьма характерен для данного случая почерк, принадлежащий профессиональным борцам. Как пример, приводим два типичных автографа видных представителей этой профессии.
[17] Самые различные направления письменных знаков могут быть точно определены: их направления выражаются в угловых градусах.
[18] Большой интерес заслуживают два примера, проводимые проф. Прейером в одном из его графологических сочинений. У Прейера хранятся около 2000 писем его отца, распределенных в хронологическом порядке. Эта коллекция показывает, как человек от природы чувствительный, страстный, вспыльчивый, раздражительный, своенравный, с годами, под влиянием жизненных условий, постепенно утрачивает эти качества и напротив развивает в себе самообладание и сдержанность (подобное можно наблюдать в почерке известного писателя Ибсена). Всю эту психическую метаморфозу отца Прейера можно проследить по его письмам, в которых почерк из косого становился все более и более прямым; в первые годы угол наклона почерка составлял 37—38°, через 10 лет он увеличился до 40°, и, наконец, последний год жизни старика достиг 58°. Другой пример еще поразительнее. В письмах молодой разошедшейся со своим мужем женщины и ее матери в течение одного месяца почерк из сильного косого превратился в прямой. Прейер объясняет это явление вынесенным молодою женщиной сильным психическим потрясением. Когда же через несколько лет состоялось примирение с мужем, ее почерк принял наклон вправо, т.е. стал косым. (Preyer. - Zur Psychologie des Schreibens. 176).
|
|
[19] Такая крайность, чтобы в почерке все буквы не были связаны между собой и стояли особняком, изолированно, подобно типографскому набору — встречается очень редко и должно рассматриваться, уже как известное графическое преувеличение (см. общие положения), тем самым обнаруживая в пишущем, кроме вышесказанного, и известное стремление к выявлению своей личности, желание производить впечатление, обращать на себя внимание, присутствие фантазии. Чаще всего подобная изолированность встречается у поэтов, писателей, художников.
Как на пример сплошной изолированности, можно указать на почерк (последних лет) покончившего самоубийством в 1925 г. поэта С. Есенина, в почерке которого каждая буква живет как будто бы своей собственной, отдельное жизнью (см. автограф). Подобная изолированность письма, которой достиг, постепенно распадаясь в своей связи, ранее совершенно связанный (1918 г.) почерк Есенина, в данном случае безусловно указывает на тот распад личности, который произошел с ним за этот срок.
[20] У французских графологов крупные почерки обозначаются термином "aspirations elevees» (высокое вдыхание), а мелкий почерк называется «amor de detail» (любовь деталей), и характеризует предпочтение его обладателя к занятию подробностями.
[21] Крупный почерк (если еще при лом особенно увеличены заглавные буквы) нередко указывает на тщеславие: пишущий как бы старается обратить на себя внимание необычайной величиной своих букв, но о том же самом говорит и чрезвычайно мелкий почерк: он также бьет на эффект (напр. почерк поэта-футуриста Велемира Хлебникова, известного своими странностями в личной жизни).
[22] Подобная особенность почерка обратила на себя внимание еще римлянина Светония, составителя жизнеописаний римских императоров. Он характиризуя скупость императора Августа, говорит, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками».
[23] * G. Schneidemule - "Die Handschriften beurteilung" Leipzig. 1922.
[24] Г.И. Карпов. «Творчество душевнобольных», изд. Главнауки, 1926 г.
[25] Недавно берлинским журналом «Berliner Jilustrirt Zeitung" был объявлен конкурс с ценными денежными премиями, под лозунгом — «почерк и лицо». В журнале были одновременно с портретами крупных деятелей науки и искусства (Эйнштейна, Либермана, Гауптмана, Янигса и др.), воспроизведены и автографы, при чем почерки были помещены не под портретами и не в том порядке, а также без обозначения, кому из приводимых лип они принадлежат — на это и предлагалось ответить самим читателям. Подобный конкурс, как говорится в предисловии к нему, вызван все увеличивающимся интересом к графологии.
[26] Почерк, прогрессивно ухудшаясь во время болезни, приближается к нормальному, обычному письму по мере выздоровления. (Иллюстрирующие это положение автографы приводят в своих работах Крепье-Жамэн, Шней-демиль и др.).
[27] Исследование почерка Есенина сделано мною за несколько дней до его трагического конца, по просьбе ответственного редактора издательства «Современная Россия», поэта И. Савкина.
[28] Исследование почерков Анри Барбюсса и Вайян Кутюрье помещено в журнале «30 дней" за 1927 г., № 12.