Тема 8. Культура XIX – XX вв

1. Поясните приведенное ниже суждение с точки зрения соотношения материальной и духовной культуры в истории общества.

«...Мировая история – это прогресс в создании свободы. Это ее основной внутренний закон. Дух, правда, есть свободное в себе, но свобода действительна лишь тогда, когда тот, кто ее имеет, знает о ней. В противном случае, он скорее на самом деле несвободен. Издревле народы были свободны в той мере, в какой они знали о своей свободе». (Гартман Н. Проблема духовного бытия // Культурология. XX век. Антология. – М., 1995. – С. 614.)

2. Используйте точку зрения К. Ясперса для обоснования преемственности мировой культуры XIX и XX веков:

«Подражать тому, что некогда было великим, невозможно. Однако сравнение ситуации позволяет ощутить, какое душевное беспокойство сегодня уместно и какой покой душа может искать» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994. – С. 503).

3. Используя современную классификацию религий и норму свободы совести, определите ваше отношение к следующему суждению:

«Основная черта географии религии – то, что ни одна конкретная религия не является в мире преобладающей. Хотя авторитеты многих религий на протяжении истории утверждали, что именно их вера – лучший и единственно верный путь, на самом деле продолжают возникать новые религии и новые варианты старых...» (Фишер М.П. Живые религии. – М., 1997. – С. 326).

4. Согласны ли вы с приведенным выражением? Обоснуйте свою позицию.

«Современное рыночное производство самой жесткостью своих конкурентных требований вызвало к жизни массовое проявление таких морально-практических качеств, как честность, исполнительность, добросовестность, уважение чужих потребностей и прав, соблюдение договоров». (Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 418).

5. По мнению испанского культуролога X. Ортеги-и-Гассета, основными параметрами искусства XX в. являются:

1 дегуманизация;

2 отказ от изображения «живых форм»;

3 превращение творчества в игру;

4 тяготение к иронии;

5 отказ от трансцендентности (то есть отказ признать существование чего-то за пределами человеческого опыта).

Можно ли согласиться с такой оценкой? Обоснуйте ответ. (См.: Культурология. – Ростов-на-Дону, 1997. – С.329).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: