Тема 3. Человек. Природа. Культура.
Человек как связующее звено природного и культурного бытия. Натура и культура.
Культура и деятельность - характеристики хронотопа человеческого бытия. Деятельность и жизнедеятельность как формы человеческой активности.
Деятельность. Потребность. Способность. Витальные и экзистенциальные потребности и способности. Характеристики деятельности: опредмечивание и распредмечивание, абстрагирование и конкретизация. Культура как мир артефактов. Артефакт и явление природы. Культура как единство двух планов существования человека: внутреннего и внешнего. Понятие "мироотношение человека".
Структура мироотношения и уровневый состав культуры. Несостоятельность дихотомического деления культуры (на материальную и духовную).
Особенности природопреобразующего, социальнопреобразующего и духовнопреобразующего уровней культуры. Классификация фактов культуры по ее уровневому составу.
Тема 4. Культура как информационно-коммуникативная система.
Язык как способ и средство хранения и передачи информации. Знак. Образ. Символ.
Объем знаковых форм: жест, звук, рисунок, цвет, слово. Слово как условие и основа культурогенеза. Понятие текста. Текст как информационно-коммуникативная форма. Текст. Контекст. Подтекст. Универсальность текстового содержания для фактов культуры всех уровней. Семантическая, синтаксическая, прагматическая составляющие текста. Языковые универсалии - основа единства культуры человечества.
"Семиосфера " (Ю. Лотман) и межкультурная коммуникация.
Тема 5. Динамика культуры.
Культура как саморазвивающаяся информационная система. Понятие универсальной формы культуры. Миф, философия, религия, искусство, наука, технология как системное целое и "механизм" воспроизводства мироотношения человека. Игра и её место в системе культуры.
Объектная и субъектная представленность универсальных форм культуры.
Универсальные формы культуры как вторичные моделирующие системы.
Человеческая индивидуальность и культурная динамика.
Тема 6. Субъекты культуры.
Этнос, нация, сословие, социальный институт и т.д. как объекты и субъекты культуры.
Ценность как характеристика субъектности. Ценность и оценка. Структура ценностей. Ценностная ориентация и выбор. Идентификация и самоидентификация.
Ценность и ментальность. Вопрос о "культурной картине мира".
Человеческая индивидуальность как объект и субъект культуры. Социализация и инкультурация.
Уровни инкультурации: самоутверждение и самореализация. Самореализация и самоотчуждение. Формы самоотчуждения. Самореализация и творчество. Творчество и эстетическое отношение. Проблема эстетического воспитания.