Раздел 2. Онтология культуры

Тема 3. Человек. Природа. Культура.

Человек как связующее звено природного и культурного бытия. Натура и культура.

Культура и деятельность - характеристики хронотопа человеческого бытия. Деятельность и жизнедеятельность как формы человеческой активности.

Деятельность. Потребность. Способность. Витальные и экзистенциальные потребности и способности. Характеристики деятельности: опредмечивание и распредмечивание, абстрагирование и конкретизация. Культура как мир артефактов. Артефакт и явление природы. Культура как единство двух планов существования человека: внутреннего и внешнего. Понятие "мироотношение человека".

Структура мироотношения и уровневый состав культуры. Несостоятельность дихотомического деления культуры (на материальную и духовную).

Особенности природопреобразующего, социальнопреобразующего и духовнопреобразующего уровней культуры. Классификация фактов культуры по ее уровневому составу.

Тема 4. Культура как информационно-коммуникативная система.

Язык как способ и средство хранения и передачи информации. Знак. Образ. Символ.

Объем знаковых форм: жест, звук, рисунок, цвет, слово. Слово как условие и основа культурогенеза. Понятие текста. Текст как информационно-коммуникативная форма. Текст. Контекст. Подтекст. Универсальность текстового содержания для фактов культуры всех уровней. Семантическая, синтаксическая, прагматическая составляющие текста. Языковые универсалии - основа единства культуры человечества.

"Семиосфера " (Ю. Лотман) и межкультурная коммуникация.

Тема 5. Динамика культуры.

Культура как саморазвивающаяся информационная система. Понятие универсальной формы культуры. Миф, философия, религия, искусство, наука, технология как системное целое и "механизм" воспроизводства мироотношения человека. Игра и её место в системе культуры.

Объектная и субъектная представленность универсальных форм культуры.

Универсальные формы культуры как вторичные моделирующие системы.

Человеческая индивидуальность и культурная динамика.

Тема 6. Субъекты культуры.

Этнос, нация, сословие, социальный институт и т.д. как объекты и субъекты культуры.

Ценность как характеристика субъектности. Ценность и оценка. Структура ценностей. Ценностная ориентация и выбор. Идентификация и самоидентификация.

Ценность и ментальность. Вопрос о "культурной картине мира".

Человеческая индивидуальность как объект и субъект культуры. Социализация и инкультурация.

Уровни инкультурации: самоутверждение и самореализация. Самореализация и самоотчуждение. Формы самоотчуждения. Самореализация и творчество. Творчество и эстетическое отношение. Проблема эстетического воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: