в) Факты. Субъект-объектное восприятие мира как основа научного мышления. Р. Декарт – от дуализма противопоставления высшего и природного мира – к дуализму психического и физического миров.
Отрицание субъектности природы в типичных научных концепциях. Интериоризация человеком образа творца как начало эпохи творческой реконструкции природы.
Рациональное познание души в античности как стремление восстановить логику детерминирующих процессов (Аристотель). Отказ от исследования логики детерминирующих процессов как черта научного анализа мира. Сведение познания мира к анализу форм и наблюдаемых процессов. Рациональное познание мира в науке как описание и анализ наблюдаемых форм объектов (Локк, Ньютон и др.). Отказ научной психологии 17-18 вв. от изучения души. Дж. Локк о понятии как совокупности общих признаков сходных меж собой объектов. Методология научного познания как технология разрушения сложных форм. Измерение и расчленение на элементы как методология объяснения явлений в науке. Мера как средство стабилизации формы.
Взаимодействие объяснительных конструкций в науке и религии. Анализ форм – науке, объяснение истоков их происхождения – религии.
б) Психологическое обоснование. Мотивация личностного самоутверждения в 15-17 вв. как следствие конфликта личности с идеалами государства и следствие разочарования в надежде на высшие силы. Конфликт с обществом как основа мотивации стремления к личному творчеству и отрицания веры. Атомизм как методология самоутверждения личности – возвышения познающего субъекта над разрушаемым объектом.