Структура - это система, определенный способ устойчивых связей между элементами объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Поэтому структурный подход ориентирует исследователя на изучение внутреннего устройства объекта, выявление способов упорядочения его элементов и устойчивости, в конечном итоге - на установление законов и закономерностей строения изучаемых объектов.
Любой системный объект или, в общем виде, система вообще имеет две составляющие: субстратно-элементный состав и структуру как способ связи этих элементов. При этом в принципе для системы безразлична природа элементов. Если, например, рассматривать систему в статике, то ее элементами будут предметные компоненты; если в динамике, в процессе функционирования, то элементами выступают уже фазы процесса или, скажем, функции как производные системного субстрата, которые обладают своей структурой.
Основная задача структуры в существующей или организуемой его системе заключается в обеспечении прочности, устойчивости, сопряженности всех связей между составными частями для стабильного и эффективного существования и функционирования целого для реализации этой основной функции в системе структура некоторого социального устройства, биологического организма, физико-химической подсистемы, технического механизма и т.д. должна выражать, всю полноту существенных и необходимых связей их элементов или компонентов.
|
|
Структурный подход и его основные положения предъявляют определенные требования к структурному анализу систем. «Структурный анализ может быть эффективен лишь при соблюдении двух главных требований: 1) при способности исследователя установить необходимость и достаточность выделяемых связей для существования, функционирования и развития системы; 2) при выявлении различия субординационных (разноуровневых) и координационных (одноуровневых) Отношений между элементами системы» (Каган М. С. Система и структура //Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1983. - М., 1983. - С. 91).
Общие требования структурного подхода далее могут быть конкретизированы по типам структур в зависимости от особенностей разных типов систем. В этом отношении в исходную типологизацию следует включить структуры материальныx и идеальных систем.
Поскольку материальные системы существуют в пространстве времени, то в процессе структурного анализа вначале рассматривают пространственные характеристики структур. Такой подход широко применяется в физике, химии, биологии, общей социологии и других научных отраслях при моделировании, скажем, структур атома, белковых молекул, растений и животных, машин и механизмов, социальных устройств и т.д. Пространственные структуры легко поддаются графическому изображению и трехмерному моделированию. Подчеркивая пространственный характер, подобный соотношению частей в архитектурном сооружении, такой статический тип структур именуют архитектоникой системы.
|
|
Реальный характер изменения и функционирования систем формирует чисто временной тип структуры, который называют хроноструктурой. Хроноструктура - это структура процесса, способ связи его этапов и фаз. В отличие от архитектоники хроноструктура не имеет пространственных характеристик, а представляет собой однонаправленную линейную связь сменяющих друг друга фаз возникновения изменения некоторой системы. Так, например, онтогенез или индивидуальное развитие особи выражается временной цепью событий зарождения (оплодотворение клетки, начало самостоятельной жизни различных органов и т.д.) до конца жизни организма.
Если рассматривать активные системы, т.е. биологические, социальные, биосоциальные и технико-технологические, подчиненные определенным целям, то в них следует выделять и анализировать двухмерные, пространственно-временные или функциональны структуры. Эта структура позволяет объяснить реальный процесс функционирования системы и ее субординационные и координационные отношения.
Структура идеальных, духовных систем (научно-теоретических, проектных, идеологических, художественно-образных и др.) не имеет вещественно-материального субстрата и поэтому существует вне пространства и нередко вне времени (Каган М.С. Система и структура // Там же. - С. 99). Однако идеальные образования, выраженные понятиями, представлениями, образами, языковыми и неязыковыми знаками организованы в определенные целостности, в которых компоненты связаны субординационными и координационными отношениями. Так, например, формирующаяся система научного знания включает в себя относительно самостоятельные научные понятия и категории, факты, проблемы, идеи, гипотезы, законы, теории и частно-научные картины мира. Здесь можно говорить об иерархии этих идеальных образований, или их внутренней организации, скажем, о структуре научной проблемы или теории. Далее, поскольку научное знание есть продукт процесса научного исследования, в основе которого лежит научное мышление, эта процессуальная сторона науки также вполне успешно структурируется, включая и систему ее методологии.