Структурный подход

Структура - это система, определенный способ устойчивых связей между элементами объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Поэтому структурный подход ориентирует исследователя на изучение внутреннего устройства объекта, выявление способов упорядочения его элементов и устойчивости, в конечном итоге - на установление законов и закономерностей строения изучаемых объектов.

Любой системный объект или, в общем виде, система вообще имеет две составляющие: субстратно-элементный состав и струк­туру как способ связи этих элементов. При этом в принципе для системы безразлична природа элементов. Если, например, рассматривать систему в статике, то ее элементами будут предметные компоненты; если в динамике, в процессе функционирования, то элементами вы­ступают уже фазы процесса или, скажем, функции как производные системного субстрата, которые обладают своей структурой.

Основная задача структуры в существующей или организуемой его системе заключается в обеспечении прочности, устойчивости, со­пряженности всех связей между составными частями для стабильного и эффективного существования и функционирования целого для реа­лизации этой основной функции в системе структура некоторого соци­ального устройства, биологического организма, физико-химической подсистемы, технического механизма и т.д. должна выражать, всю пол­ноту существенных и необходимых связей их элементов или компонентов.

Структурный подход и его основные положения предъявляют определенные требования к структурному анализу систем. «Струк­турный анализ может быть эффективен лишь при соблюдении двух главных требований: 1) при способности исследователя установить необходимость и достаточность выделяемых связей для существо­вания, функционирования и развития системы; 2) при выявлении раз­личия субординационных (разноуровневых) и координационных (одно­уровневых) Отношений между элементами системы» (Каган М. С. Система и структура //Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1983. - М., 1983. - С. 91).

Общие требования структурного подхода далее могут быть конкретизированы по типам структур в зависимости от особенностей разных типов систем. В этом отношении в исходную типологизацию следует включить структуры материальныx и идеальных систем.

Поскольку материальные системы существуют в пространстве времени, то в процессе структурного анализа вначале рассматривают пространственные характеристики структур. Такой подход широко применяется в физике, химии, биологии, общей социологии и других научных отраслях при моделировании, скажем, структур атома, белковых молекул, растений и животных, машин и механизмов, социальных устройств и т.д. Пространственные структуры легко поддаются графическому изображению и трехмерному моделированию. Подчеркивая пространственный характер, подобный соотношению частей в архитектурном сооружении, такой статический тип структур именуют архитектоникой системы.

Реальный характер изменения и функционирования систем формирует чисто временной тип структуры, который называют хроност­руктурой. Хроноструктура - это структура процесса, способ связи его этапов и фаз. В отличие от архитектоники хроноструктура не имеет пространственных характеристик, а представляет собой однонаправ­ленную линейную связь сменяющих друг друга фаз возникновения изменения некоторой системы. Так, например, онтогенез или индивидуальное развитие особи выражается временной цепью событий зарождения (оплодотворение клетки, начало самостоятельной жизни различных органов и т.д.) до конца жизни организма.

Если рассматривать активные системы, т.е. биологические, со­циальные, биосоциальные и технико-технологические, подчиненные определенным целям, то в них следует выделять и анализировать двухмерные, пространственно-временные или функциональны структуры. Эта структура позволяет объяснить реальный процесс функционирования системы и ее субординационные и координационные отношения.

Структура идеальных, духовных систем (научно-теоретических, проектных, идеологических, художественно-образных и др.) не имеет вещественно-материального субстрата и поэтому существует вне пространства и нередко вне времени (Каган М.С. Система и структура // Там же. - С. 99). Однако идеальные образования, выраженные понятиями, представлениями, образами, языковыми и неязыковыми знаками организованы в определенные целостности, в которых компоненты связаны субординационными и координационными отноше­ниями. Так, например, формирующаяся система научного знания включает в себя относительно самостоятельные научные понятия и категории, факты, проблемы, идеи, гипотезы, законы, теории и част­но-научные картины мира. Здесь можно говорить об иерархии этих идеальных образований, или их внутренней организации, скажем, о структуре научной проблемы или теории. Далее, поскольку научное знание есть продукт процесса научного исследования, в основе кото­рого лежит научное мышление, эта процессуальная сторона науки также вполне успешно структурируется, включая и систему ее мето­дологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: