Основные термины и понятия:
валидность; критерии валидности, ширина поля прогноза (область валидности теста); валидность: внешняя, дискриминативная, дифференциальная, инкрементная, конвенгертная, конкурентная, конструктная, очевидная (внешняя), прогностическая, содержательная, эмпирическая, статистического вывода; достоверность теста, мотивационные искажения, тенденция социально-желательного ответа, внутренняя согласованность.
Вопросы:
1. Развитие понятий валидности теста.
2. Методы описания содержания.
3. Методы предсказания критерия.
4. Методы идентификации критерия.
5. Коэффициент валидности и ошибка оценки.
6. Проблемы валидизации тестов различных типов.
7. Соотношение надежности и валидности.
8. Источники критериев валидности.
9. Разграничение между прогностической, конструктной и содержательной валидностями.
10. Зависимость валидности от дифференциально-психологической теории измеряемого свойства.
11. Правила и процедуры изучения валидности.
12. Валидность критериально-ориентированных тестов.
13. Мотивационные искажения теста.
Основная литература:
1. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2002. - С. 133-161.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2002. – С. 112-135.
3. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Ростов-н/Д, 1996. С. 143-156.
4. Психологическая диагностика. Учебник / Под ред. А.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб.: Питер, 2005. - 652 с.
Дополнительная литература:
1. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев. 1994. - С. 203-213.
2. Лаак Я.тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж, 1996. - С. 95-129.
3. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – С. 39-64.
4. Пишо П. психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2003. – С. 31-38
Задания для самостоятельной подготовки:
В тетрадях для семинарских и практических занятий ответить на предложенные тестовые задания:
1. Соотнесите вид и содержание психометрических требований к построению методик:
1. Стандартизация | а. относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применение на одних и тех же испытуемых |
2. Надежность | б. единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста |
3. Валидность | в. комплексная характеристика включающая: 1. пригодна ли методика для измерения, того для чего была создана; 2. какова ее действенность, эффективность, практическая полезность |
2. Теоретическая валидизация- это (определение)
3. Сколько испытуемых необходимо для расчета валидности
4. Временные ограничения выполнения заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми:
а. иногда
б. никогда
в. часто
г. всегда
5. Необходимо соблюдать все перечисленные требования при проведении психодиагностического исследования, за исключением …
а. в процессе исследования давать отдельным людям дополнительные пояснения
б. инструкции испытуемым сообщать одинаковым образом
в. эксперимент в разных группах проводить в сходных условиях
г. Время для всех испытуемых определять одинаково