Язык и речь. Вопрос о соотношении языка и речи один из самых сложных вопросов в языкознании

Вопрос о соотношении языка и речи один из самых сложных вопросов в языкознании. В учебных пособиях и некоторых учебниках по языкознанию встречается утверждение, что впервые проблема разграничения языка и речи была поставлена в "Курсе общей лингвистики" Ф.де Соссюра. Однако это не верно. Языковеды разграничивали язык и речь задолго до Соссюра. Разграничение этих категорий встречается в работих Вильгельма вон Гумбольдта (Германия), Людвига Генриха Якоба (о.О - Россия), Ф.И.Буслаева, А.А.Потебни и др. Довольно часто в работах по языкознанию встречались утверждения, что язык есть "средство сообщений наших мыслей", а "речь есть последовательность предложений"; язык является предметом грамматики, а речь является предметом риторики, теорией словесности. Другое дело, что до Соссюра никто из ученых не придавал проблеме языка и речи решающего значения. Соссюр не просто разграничил язык и речь, он противопоставил их как разные объекты, и даже объекты разных наук - лингвистике языка и лингвистике речи. Поскольку это разные объекты имеют разную.... (не помню что тут за слово), то они у Соссюра имею разную локализацию. Язык психичен, находится в головах людей. Речь физична (материальна), она существует в виде текстов устных и письменных. Однако это противопоставление является наиболее уязвимой частью учения Ф.де Соссюра. Большинство отечественных языковедов придерживается точки зрения, что язык и речь не разные явления, а разные стороны одного явления. В отечественом языкознании более глубокое, чем у Соссюра решение проблемы языка и речь представлено в работах Л.В.Щербы, Г.О.Винокура, Т.П.Ломтева.

1) Речь - употребление языка, использование языка; это язык в действии, это процесс создания текстов на данном языке и сама совокупность этих текстов.

Из сказанного ясно, что слово речь многозначно. Для языкознания актуальны 2 понимания этого термина:

а) процессуальное понимание - речь, как процесс создания текстов на данном языке, как сотворение и писание.

б) результативное понимание - речь, как совокупность текстов, созданных на данном языке.

Многозначность вообще-то является недостатком термина, т.к. может привести к разному его пониманию. Что и случилось с термином речь. Разные ученые вкладывают в него различные содержания, иногда имея в виду одно из названных значений, иногда сразу оба значения.

Для устранения многозначности иногда используется ещё один термин - РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это процесс порождения и восприятия текстов (совокупность процессов говорения, писания, слушания, понимания). Впрочем и термин речевая деятельность понимается неоднозначно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: