Содержание тем дисциплины. № п/п Наименование раздела / темы дисциплины Содержание раздела / темы Тема 1. Предмет и задачи психодиагностики

№ п/п Наименование раздела / темы дисциплины Содержание раздела / темы
Тема 1. Предмет и задачи психодиагностики Психодиагностика как область психологической науки и сфера психологической практики. Предмет психодиагностики. Содержание основных задач психодиагностики. Место психодиагностики в системе психологических наук. Дифференциальная психометрика и ее психологические принципы. Практические сферы применения психодиагностики: образование, здравоохранение, профессиональная ориентация, кадровый менеджмент, психологическая помощь и др.. Цели и задачи современной психодиагностики в системе образования. Психодиагностика в современных системах отбора и подбора персонала. Роль психодиагностики в судьбе человека. Критерии эффективности практической работы психодиагноста. Структура деятельности психодиагноста. Понятие «психологического диагноза» и его разновидности. Диагностический процесс как форма научного исследования и как процесс принятия решений. Принципы постановки психологического диагноза. Принцип прогностичности психологического диагноза.
Тема 2. История развития психодиагностики Истоки психодиагностики. Приемы определения психологических особенностей людей до появления науки психологии. История психологических тестов. Тесты способностей. Тесты интеллекта. История проективного метода и контент-анализа. ТАТ и тест Г.Роршаха как источники современной проективной диагностики. Практика применения психологических тестов в нашей стране и за рубежом. Анализ методических и методологических причин краха психотехники и педологии в 30-х годах ХХ столетия. Опасности современного «тестового ренессанса».
Тема 3. Профессионально-этические нормы в психодиагностике Критерии эффективности практической работы психодиагноста. Социально-психологические основания этического кодекса психолога–диагноста. Уровень квалификации специалистов. Этические принципы планирования, проведения психодиагностического обследования и предоставления психологического заключения. Принцип личной ответственности. Принцип профессиональной тайны. Принцип обеспечения прав личности. Принцип объективности. Принцип конфиденциальности. Правила и способы сообщения результатов тестирования. Приемы установления доверительного контакта, убеждения и поддержки. Необходимость контроля за использованием психологических тестов. Правила распространения и использования психодиагностических методик. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам. Пользователь психодиагностической информацией (психолог; специалист–смежник). Правовые аспекты психодиагностического обследования.
Тема 4. Теории личности как основа психодиагностики Применение знаний психодиагностики для решения проблем оказания психологической помощи и развития личности. Комплексное исследование личности. Диагностика структуры личности: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Диагностика психических свойств, процессов и состояний. Диагностика сфер личности: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной, коммуникативной. Теории личности, периодизации личностного развития в них, кризисы развития. Психодиагностика личностных особенностей детей, подростков и взрослых. Теории личности и личностные опросники. Теоретическая позиция составителя опросника. Опросники типологические. Опросники черт личности. Опросники эмоциональной, волевой, коммуникативной, мотивационной сфер. Опросники состояний и настроений. Опросники самоотношения и самооценки. Опросники диагностики межличностных отношений, внутрисемейных отношений. Проективные методики. Понятие «проекции» в психодиагностике. Теоретическое обоснование проективного подхода к исследованию личности. Проблема валидности и надежности проективных методик. Принципы построения комплексного психологического портрета личности. Составления системы рекомендаций с целью гармонизации развития личности.
Тема 5. Психодиагностический метод и психодиагностическая методика Понятие психодиагностический метод и психодиагностическая методика. Основные психодиагностические подходы: объективный, субъективный, проективный. Типы диагностических методик. Классификация психодиагностических методик Мало формализованные и высоко формализованные методики. Предметная классификация. Психические функции: когнитивные (ощущения, восприятие, память, мышление) и регулятивные (аттенционная, эмоциональная и волевая регуляция). Общие способности и проблемы диагностики умственного развития. Диагностика функциональных и эмоциональных состояний. Диагностика конституциональных (темперамент), индивидуально-стилевых (характер) и ценностно-мотивационных черт личности. Диагностика межперсональных отношений. Операциональная классификация. Психофизиологические измерения. Объективные тесты решения задач. Стандартизованный самоотчет: тест-опросники, оценочные рейтинг-процедуры субъектов, классификация и оценка сходства-различия. Проективные техники — стимульные и рисуночные. Диалоговые техники: беседа, интерактивные игры. Семантический дифференциал Ч.Осгуда. Репертуарные решетки Дж.Келли. Психодиагностическая задача и комплектование психодиагностических батарей. Комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность психодиагностического метода в конкретных условиях его применения. Правила формулирования психодиагностических задач и выбора адекватных приемов решения, особенности интерпретации полученных результатов и построения психологического диагноза.
Тема 6. Тест как метод психодиагностики Этапы формирования научного статуса теста как метода исследования. Классическая теория тестов, ее ориентация на выявление и оценивание ошибок, наличие нормативных данных, статистические основания классической модели. Характеристика эффективных психологических тестов. Понятие надежности и классическая теория тестов, недостатки классической концепции надежности. Современная теория тестов — теория ответов на задание тестов, ее преимущества и недостатки. Индивидуально–ориентированное тестирование. Тесты диагностики общих и специальных способностей. Тесты интеллекта. Тесты диагностики обучаемости.
Тема 7. Психометрические основы психодиагностики Требования к пользователям психологического инструментария и проведению психодиагностического исследования. Требования к психодиагностическим методикам. Надежность как устойчивость к побочным факторам. Точность измерительной процедуры. Виды надежности. Надежность в экспертных оценках. Валидность как комплексное свидетельство соответствия теста измеряемой области. Валидность и надежность. Виды валидности. Достоверность и критерии объективности психодиагностических результатов. Диагностическое поле методик. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные. Статистическое обоснование тестовых норм: мера статистической достоверности отнесения испытуемых диагностической категории. Процентильные нормы. Критериальные нормы. Получение репрезентативных норм на базе эмпирического распределения тестовых баллов. Типы шкал в психодиагностике: Z-шкала, IQ-шкала, Т-шкала, шкала стенов.
Тема 8. Технология создания и адаптации методик Потребности создания новых тестов. Стандартизация новых тестов. Выборка стандартизации. Объем выборки. Репрезентативность выборки. Стандартизация полученных данных. Нормальное и ассиметричное распределение тестовых норм. Доказательство репрезентативности тестовых норм. Действия психолога при построении тестовых норм. Проблема конструирования личностных опросников. Разработка заданий. Правила для формулировки заданий. Содержание вопросов (утверждений). Адаптация методик. Полная эмпирическая адаптация теста.
Тема 9. Компьютерная психодиагностика Компьютерная психодиагностика, преимущества и недостатки компьютерной экспозиции стимульного материала. Компьютерный вариант 16-PF Р.Кеттелла. Комбинированный личностный опросник (КЛО). Версия MMPI. Автоматизированный психодиагностический комплекс (Л.Н.Собчик). Компьютерные версии проективных тестов: тест М.Люшера, тест Л.Сонди, тест С.Розенцвейга. Психодиагностическая система «Статус». Профориентационная система «PROFI».
Тема 10. Специальная и клиническая психодиагностика Специфика психологического исследования познавательных процессов при различных типах нарушений психического развития (нарушения интеллекта, слуха, речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы). Психологическая диагностика отклонений в психическим и умственном развитии детей. Диагностика уровня развития и трудностей обучения в школе. Диагностическая работа психолога в медико-психолого-педагогических комиссиях. Диагностика детей с задержкой психического развития и детей с умственной отсталостью. Диагностика обучаемости. Диагностика эмоциональных нарушений. Особенности и задачи клинического психодиагностического обследования. Понятие «нормы» и «патологии» и их относительность. Особенности патопсихологического обследования. Основные методы, используемые в клинической психодиагностике. Функции психологического диагноза в клинике. Нейропсихологическая диагностика. Методики клинико-психодиагностического обследования. Диагностика акцентуаций характера. Методы диагностики неврозов, психозов, пограничных состояний и отклоняющегося поведения. Механизмы психологической защиты.
Тема 11. Современные тенденции развития психодиагностики Развитие малоформализованных методов сбора психодиагностической информации. Тесты обучаемости и критериально-ориентированные тесты. Психодиагностика одаренности и креативности. Принцип коррекционности. Цели и принципы ситуативной психодиагностики. Современные компьютерные методики. Метод репертуарных конструктов и ко-терапевтическая система «Келли-98». Использование компьютерных возможностей в диагностике состояний и скрытых проблем личности (методика экспресс-диагностики состояния и работоспособности, методика диагностики суицидального риска «Сигнал»). Психосемантический подход в психодиагностике и новые возможности диагностики сферы самосознания личности. ПДСМ И.Соломина. Исследование жизненного пути — новые возможности биографического метода (И.Соломин). Психодиагностика в решении прикладных задач психологической практики. Заключение: обзор изученного материала, перспектива развития учебной дисциплины, пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний, рекомендации по подготовке к экзамену.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: